Забавный и серьёзный управленческие инструменты

Каждому человеку свойственна природная инстинктивная потребность в предъявлении доминантности. Чтобы знать, что доминантность успешно предъявлена, необходима обратная связь в виде соответствующей  подтверждающей доминирование реакции со стороны побеждённого.

Этот же инстинкт заставляет каждого автоматически противостоять попыткам доминировать над ним. Это происходит даже в тех случаях, когда предъявление доминантности является обязательным элементом взаимоотношений между людьми. Например, в случаях: преподаватель – ученик и начальник – подчинённый. В них ослабление сопротивления предъявляющему доминантность обеспечивается «включением» инстинкта самосохранения у находящегося в подчинённой позиции.

Рассмотрим два эффективных управленческих инструмента для ослабления сопротивления и совершения надлежащего труда со стороны подчинённых и заодно учащихся.

Инструмент «забавный»

Все, кто учился в школах советских, российских и ряда других стран, пользовались дневниками. В них учащиеся должны записывать домашние задания, преподаватели ставят оценки и пишут замечания и сообщения, адресованные родителям учащихся, о прегрешениях детей и важных событиях, а родители расписываются, подтверждая осведомлённость о делах и успехах детей.

Наверно, нет ни одного пользователя дневником, который хотя бы однажды не испытывал дискомфорт от этого учебно-управленческого приспособления. Хотя с точки зрения усердного ученика, дневник удобен и полезен для записи домашних заданий и проставления в нём отличных оценок. Все остальные события его применения преподавателями вызывают у учеников: чувство ущемлённой доминантности, часто страх наказания со стороны родителей, ощущения принуждения к выполнению нежелательных действий, попранной справедливости и другие отрицательные эмоции.

Эти реакции учеников всегда включают действие инстинкта самосохранения, который заставляет либо выполнять требования преподавателей и родителей, либо искать пути, оставаться безнаказанными и/или продолжать практиковать запретное.

Для иллюстрации приведу пример из моей практики: Я не только не был отличником, так ещё и замечаний о моих прегрешениях (на взгляд преподавателей) в дневниках было немало. Однажды, когда мой папа устал расстраиваться из-за регулярных замечаний, он ввёл ежедневное предъявление ему дневника и предупреждение о неприемлемом для меня наказании после следующего замечания (запрет ходить в кино в течение месяца). Новое замечание появилось на следующий же день. Вырвать лист с ним было невозможно. Поэтому был применён пятновыводитель, который заодно отбелил серую бумагу дневника по всей площади и толщине, в которую просочился. К моему счастью, одним из изучаемых предметов уже была «химия», что позволило мне отбрехаться якобы пролитой на дневник кислотой. Наверно и в ваших воспоминаниях есть подобные эпизоды.

Но не только родителей достаёт ненадлежащее на их взгляд поведение детей. Нет ни одного начальника, которого не достало бы «детское» поведение подчинённых (непослушание, лень, бесконечное повторение однотипных провинностей, низкое качество выполненных работ, саботаж и т.д., и т.д., и т.д.)

По крайней мере, одного из таких начальников это положение натолкнуло на мысль снабдить всех своих подчинённых школьными дневниками. Конечно, не для подключения их родителей к процессу управления. Чтобы управляемость улучшилась и результаты работ приблизились к надлежащим, оказались достаточными немедленные записи в дневники поручений и указаний начальника и проставление оценок за их выполнение.

Да, подчинённые вспомнили ощущения, пережитые ими в школьные годы. Да, синдром ущемлённой доминантности, подробно описанный в книге «Управление подчинёнными «Учебник»», доставляет подчинённым больше беспокойства. Но включённый у них инстинкт самосохранения и подтверждение предъявленной ими доминантности при получении отличных оценок оказали благотворное влияние на результаты исполнения ими рабочих обязанностей.

Это управленческое решение напомнило слова С.Т.Альтова: «Совесть есть у каждого, только её надо уметь достать».

Серьёзный управленческий инструмент

Применение школьного дневника в качестве управленческого инструмента кому-то может показаться забавным, кому-то – придурью начальника, а кому-то – начальственным произволом. Но, не применяя эффективных управленческих инструментов, стимулирующих подчинённых работать надлежаще, начальник обречён, преодолевать сопротивление управляемых часто лучше осмысленное и организованное, чем сопротивление детей родителям и преподавателям.

Вы, наверняка, знаете или использовали сами методы фальсификации записей в школьных дневниках и нехитрые манипуляции «забывчивостью», потерями дневников и т.д. Эти методы и их низкую эффективность знают и ваши подчинённые. Поэтому, хотя для управления школьный дневник лучше, чем полное отсутствие подобного инструмента, он имеет и недостатки. Недостатки, связанные с сильным подавлением потребности людей в предъявлении доминантности, обусловленные низведением взрослых до уровня не совсем самостоятельных школьников.

Поэтому гораздо лучше, гуманнее, эффективнее и надёжнее применять комплекс управленческих инструментов, имеющих в качестве составляющей и аналог школьного дневника. Надёжнее, в частности, потому, что у подчинённых будет отсутствовать возможность фальсифицировать информацию и/или уничтожить её, применив «пятновыводитель».

Так как этот комплекс инструментов включает в себя десятки составляющих, включение его описания в статью увеличит её в разы. Кратко ознакомиться с ним можно, воспользовавшись этой ссылкой.

Основы и принципы эффективного управления подчинёнными и методы, реализуемые с помощью этого комплекса инструментов, тщательно «разжёваны» в книге «Управление подчинёнными «Учебник»».

***

То, что творится с экономикой в 2020 году, будет усугубляться ещё долго. Потребность в управляемости и производительности подчинённых будет нарастать. В тяжёлой экономической ситуации будут расти и риски потерь из-за усложнения для подчинённых возможностей удовлетворять свои природные и социальные потребности. Подчинённые будут ещё чаще пытаться удовлетворить свои потребности за счёт начальников. Без применения эффективных управленческих инструментов вы с ними не справитесь. Ведь уже сейчас вы сыты проблемами, создаваемыми ими. Может быть, и вы уже не раз подумывали об оснащении их школьными дневниками.

Так как описанное в предыдущем абзаце вам уже понятно, знакомо и прочувствовано на собственной шкуре, то защитите себя и подчинённых применением упомянутого комплекса серьёзных инструментов и методов, представленных в «учебнике»!

Кстати, подавляющее большинство поисковых запросов, приводящих людей на этот сайт, написано подчинёнными, ищущими ответы на вопросы, как побеждать начальников и преодолевать рекрутёров. Они, конечно, очень далеко не все, учатся предъявлять свою доминантность руководителям, но учащихся и уже умеющих немало. Вооружитесь знаниями и инструментами управления и вы.

Успехов вам в применение эффективных методов и инструментов управления подчинёнными!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.