Некоторые причины всемирной деградации системы массового образования

Проявлений снижения качества результатов обучения в школах и вузах много. Множество справедливо недовольных ими, в том числе и авторитетные люди, бичуют недостатки, требуя их исправления. Но обычно речь идёт о симптомах, а не о причинах проблемы. Причины глубже. Они – объективны. Некоторые из них непреодолимы, так как социальное развитие человечества повернуть вспять невозможно без принятия болезненных непопулярных мер.

Задача обхода этих причин – решаема, но нелегко и дорого. Без знания и понимания причин их влияние не преодолеть. И всего через 10-15 лет сегодняшние школьники и студенты, став родителями школьников будут возмущаться деградацией уже по сравнению с нынешним уровнем.

Чтобы бороться с врагом (причинами), его надо знать в лицо. В данном случае «враг» — многолик.

 

Причины

Биологические

Человек разумный (Homo sapiens) – льстивое самоназвание людей. Да, мы (люди) обладаем рядом качеств, отличающих нас от других живых существ, но при этом мы остаёмся биологическими субъектами. Мы подчиняемся тем же инстинктам, что рептилии, насекомые и прочие представители фауны. Подавляющее большинство наших поступков – инстинктивны, а мы считаем их продуманными, то есть разумными.

Так как инстинктивные поступки правильны с биологической точки зрения, нам легко дать им одобрительное словесное подтверждение и обмануть себя, якобы имевшимся предварительным размышлением. Обдумываете ли вы, поскользнувшись, движения для удержания равновесия? Нет? Так же и почти во всех остальных делах.

Мышление – самый энергозатратный процесс. Даже в расслабленном бездумном (созерцательном) состоянии мозг, составляющий по массе около 2% от веса человека, потребляет 9-10% энергии, затрачиваемой организмом на физическую жизнедеятельность. При мышлении мозг тратит уже около 25% энергии. Поэтому он автоматически ищет и легко находит возможности противостоять перегрузкам, вызванным разумом. Мы очень легко находим «веские» оправдания отвлечений от напряжённого мышления, в том числе и от учёбы.

Природа – изобретательна. Поэтому каждый человек имеет уникальное строение мозга. Конечно, в общем, все мозги подобны, но есть отличия в размерах разных структур и в наличии некоторых из них, не обязательных для жизнеспособности особи, но важных для возможности совершать те или иные виды разумной (человеческой) деятельности, которыми не занимаются другие животные. Эти различия между отдельными людьми бывают настолько велики, что по ним нас можно относить к разным биологическим видам, хотя и способным иметь общее плодовитое потомство. (Есть и племена, с которыми плодовитое потомство не получается). Уже только это определяет различную способность людей к обучению чему-либо.

Изобретательность природы такова, что генетический перенос предрасположенности к какой-то разумной деятельности к следующим поколениям – редкость. Ведь в рождении каждого человека принимают участие двое с разными мозгами и геномами. Поэтому так редки и коротки профессиональные династии, начатые гениями.

Подход системы массового образования, основанный на том, что каждого человека можно обучить чему угодно, было бы у него желание и усердие,- ошибочен. У людей, от природы не предрасположенных к чему-то, желание, а тем более усердие, к изучению этого не возникнет. Вы можете убедиться в этом, проведя элементарный эксперимент. Проверьте своих знакомых разных возрастов на знание таблицы умножения. Попросите их произвести устно сложение и/или вычитание хотя бы двузначных чисел. Включите в эксперимент и тех (не в единственном числе), кто учился считать, когда ещё не было калькуляторов. Арифметике учили всех, а уровень владения ею вы сможете определить, если сами предрасположены к её усвоению.

Стремление обучить всех всему одинаково приводит к торможению предрасположенных без повышения качества знаний остальных. Увы, рождённый «ползать» летать не будет, как его не стимулируй. В следующих разделах статьи мы ещё будем возвращаться к биологическим причинам, так как они влияют и на другие аспекты эффективности системы образования.

 

Исторические

Существующая, давно кажущаяся всем само собой разумеющейся, система массового образования была разработана в XVII веке Яном Коменским. Она была призвана быстро увеличить численность людей, умеющих читать, писать, считать и подчиняться. Потребность в таких людях росла в связи с высоким темпом технического прогресса. Естественно, что четвёртая из целей благоразумно умалчивается.

На протяжении прошедших столетий система развивалась, в частности, за счёт расширения круга изучаемых дисциплин и применения вновь открытых знаний, но суть её осталась той же. Инструменту, обеспечивающему наработку навыка подчинения, придали благородную окраску и в большинстве стран даже запретили применение физического наказания «нерадивых» учеников. Так в Англии этот запрет введён в конце ХХ века, а в двадцати штатах США физическое наказание преподавателями разрешено и применяется поныне.

Этот инструмент выражен балльной (буквенной) системой оценки вызубренного. Чем точнее ученик повторил сказанное и/или заданное преподавателем, тем выше оценка, даже если ученику приходится повторять чушь. В сознание людей вбито понимание словосочетания «хорошо учиться», как тождественное получению высоких оценок. Качество усвоения изученного, выражающееся в правильном понимании, долгосрочном, применимом на практике запоминании родителей и преподавателей, как правило, не интересует, если цифры хорошие. В результате ученики приучаются получать оценки получше, подчиняясь требованиям управляющего ими преподавателя, а не познавать и уметь что-то применять на практике, выходящей за рамки программы учебного заведения.

Тем не менее, система Коменского сыграла и играет важную полезную роль в развитии человечества. Благодаря ей, необходимые базовые знания получили почти все, кому человечество обязано нынешними техническими достижениями, позволившими даже бедным людям развитых стран жить с большим комфортом, чем был у монархов времён Коменского.

***

Когда темп развития технического прогресса вырос настолько, что потребовалась масса людей, обладающих обширными и более глубокими техническими знаниями, начался период массового производства специалистов с так называемым высшим образованием. Это привело к тому, что гордое до 30-х годов ХХ века звание инженер было обесценено. Но решение о массовом производстве инженеров было правильным. Оно дало доступ к знаниям тем, кто был физически предрасположен к инженерному труду, а при отсутствии такого решения имел бы мало шансов пробиться к знаниям. То есть сработал статистический метод, позволивший выявить и развить из десятков миллионов прошедших обучение тысячи прирождённых инженеров, плодами трудов которых мы пользуемся, не задумываясь о том, как они получились.

Обесценивание звания инженер в совокупности с природной инстинктивной потребностью людей к проявлению собственной доминантности привело к тому, что стала бурными темпами расти следующая образовательная ступень для производства «учёных». Аспирантуры, докторантуры расплодились подобно вирусам, характеризуясь постоянным снижением научной ценности диссертаций. Этот конвейер работает поныне, хотя миру не нужно такое количество обладателей дипломов о присвоении научных степеней. Поэтому так много учёных и «учёных» испытывают проблемы с трудоустройством в научных учреждениях, а те из них, кто способен делать что-то полезное в ненаучной сфере находят себе применение по способностям.

Естественно, что не все выбирали и выбирают путь получения образования в области естественных наук. Те, кто к ним не предрасположен, выбирают так называемую гуманитарную стезю. Но если в естественных науках работоспособность результатов решения задач легко и наглядно проверяется (изделие либо выполняет заложенные в него функции, либо выбрасывается), то в гуманитарной сфере может получить, и обычно находит, признание несусветная дурь. (Как и почему это происходит подробно описано в статьях «Вакханалия управленческой дури» и «Скрытые бизнес-эффекты некоторых гуманитарных «наук»).

***

Спрос порождает предложение. Потребность в массовом производстве чему-то обученных, обладающих квалификационными дипломами людей, вызвала спрос на преподавателей. Откликнувшихся на него больше, чем требуется. Только вот природа распоряжается по-своему, и не все, кто преподаёт, предрасположены к этому. Не всем им хватает места в вузах. К тому же, ощущающие недостаток знаний и навыков обладатели дипломов вузов предъявляют спрос на дополнительное образование. И здесь желающих преподавать им, точнее способных пересказать прочитанное или представить выдуманное, но не желающих и/или не могущих реализовать знания и навыки на личной практике, слишком много. Поэтому, как вы, наверно, заметили, я не употребляю слово «учитель», тем более не пишу его с большой буквы. Хотя мне лично повезло. Из примерно двухсот человек, преподававших мне, четверых я могу назвать Учителями, потому что они хотели научить и учили.

Увы, из преподающих доля Учителей именно такая – около 2%, а сейчас уже, скорее всего, меньше.

 

Социальные

Получение знаний и наработка навыков – социально обусловленная потребность людей. Качество этой потребности зависит от физической предрасположенности и от окружения ребёнка. Даже если ребёнок родился в «дикой» семье, но он предрасположен к получению и применению знаний, и рядом с ним окажется авторитетный для него человек, поощряющий познание, то из ребёнка может получиться гений. Верно и наоборот. Ребёнок, не предрасположенный к познанию физически, родившийся в высокообразованной семье поощряющей учёбу, так и останется невеждой.

Тем не менее, нет ни одного человека, который признал бы, что его уровень образования ниже среднего в его окружении. Самым лёгким способом оскорбить почти любого человека является обвинение его в безграмотности (необразованности) и/или в низком уровне интеллекта. Поэтому все заявляют о своей хорошей обучаемости, о стремлении к получению новых знаний. Многие тратят время и деньги на приобретение свидетельств об их образованности. Этому способствует массовое распространение фотографий гордящихся обладанием таких свидетельств со своими трофеями (дипломами, сертификатами, свидетельствами и пр.) Таким образом, осуществляется подмена цели. Вместо приобретения знаний и навыков целью становится коллекция бумажек и званий.

Таким энергосберегающим образом, реализуется инстинктивное стремление предъявить собственную доминантность. Достаточно предъявить бумажку вместо знаний и навыков. Причём, чем известнее выдавший бумажку, тем она ценнее в глазах обладателя и требующих обладания ею. В этих условиях преподающим не важно, получит учащийся знания и навыки или нет. Прошедший ритуал «обучения», будет удовлетворён получением бумажки.

Ещё более энергосберегающая технология образовательного самообмана – посещение «концертов разговорного жанра» с участием распиаренного «гуру», а ещё лучше их группы. Не надо тратить силы на прохождение ритуала, на усвоение смысла услышанного, на запоминание информации. Достаточно заявлять: «Я слышал «гуру», значит, я обладаю знанием». Поэтому лекции вузовских профессоров всё чаще и чаще являются такими концертами.

***

Причинами деградации системы массового образования стали и некоторые положительные социальные изменения, произошедшие за последние пару веков в наиболее развитых странах. Так уравнивание прав женщин и мужчин сыграло с человечеством злую шутку.

Когда потребовалось увеличение числа преподавателей школ, в них допустили женщин. Самые интеллектуально развитые представительницы стали работать в школах. По мере выравнивания прав появились и другие возможности трудоустройства женщин. Наиболее интеллектуальные предпочли занимать другие вакансии, оставляя места в школах менее талантливым. Ведь работа в школе – не самый перспективный путь для карьеры и достижения высоких заработков, а рисков и трудностей больше, чем в большинстве профессий. Процесс понижения интеллектуального уровня школьных преподавателей продолжается поныне. Конечно, всегда были и есть среди них, работающие по призванию, но их доля ничтожно мала. И уже в конце 60-х годов ХХ века словосочетание «училка – дура» не резало слух.

Это вызвало постоянное снижение качества подготовки каждого следующего школьного выпуска, а ведь части этих выпускников замещают выбывающих преподавателей вузов и других учебных заведений. Соответственно постоянно понижается качество подготовки специалистов всех профессий.

То, что специалисты экстракласса появляются в каждом поколении, происходит благодаря природе и их саморазвитию, а не системе образования.

Меры, предпринимаемые в ряде стран для привлечения в учебные заведения и закрепления в них профессионалов, при их разумности оказываются вредоносными, так как не учитывают биологическую сущность людей и нашу подверженность инстинктивному поведению. Так, например, в США школьный преподаватель, успешно прошедший несколько обязательных курсов «повышения квалификации», то есть собравший коллекцию требуемых бумажек и не совершивший уголовного преступления, не может быть уволен по инициативе администрации до достижения пенсионного возраста. Пользуясь такой защитой полные кавалеры набора бумажек, считающиеся самыми квалифицированными преподавателями, почти поголовно начинают халтурить. Ведь это энергетически выгодно. То же происходит и с профессорами в вузах и других учебных заведениях, получившими пожизненный контракт (тенуру). А ведь они не только халтурят, а и занимают рабочие места, на которых кто-то ещё мог бы проявить благотворное профессиональное рвение.

 

Стандарты и правила

Чтобы книги, по которым учатся школьники и студенты, могли называться учебниками, они должны соответствовать критериям академической (научной) точности формулировок. В этом не было бы ничего плохого, если бы в результате получались легко читаемые понятные тексты. Но, увы, подбор точных по смыслу слов, описание всех оговорок и условий приводят к тому, что учебники становятся похожими на юридически значимые документы. Продираться к пониманию таких текстов трудно, и понимания недостаточно. Их надо выучить наизусть, чтобы получить высокую оценку.

Это один из эффективнейших инструментов для отбивания желания учиться.

Если вы не поленитесь взять в руки толстый учебник и чёрным маркером закрасите в нём слова, не нужные для понимания написанного, а оставшееся перепечатаете в том же формате, то удивитесь, какая тоненькая брошюрка у вас останется. Но преподаватели обязаны заставить учеников выучить словесный мусор на короткий срок до получения оценки.

Наличие образовательных стандартов стран – само по себе дело полезное. Но стандарты не об усвоении знаний и навыков, не о качестве восприятия преподаваемой информации, не о технологиях эффективного набора знаний (их, вообще, не применяют в школах и вузах). Они о количестве часов, отводимых тем или иным изучаемым дисциплинам. Даже если представить, что все эти цифры и перечни дисциплин безукоризненно обосновали мудрые люди и, следовательно, программы идеальны, то вся эта прелесть рассыпается в прах из-за того, на какие сроки растянуты программы.

Если раньше, когда доступный школьникам и студентам информационный поток был не столь насыщенным и разнообразным, объём знаний сохранявшихся в памяти учащихся за период между занятиями по данной дисциплине был невелик, то сейчас он уже исчезающее мал. Дело в том, что расписания занятий составляются без учёта природы памяти. Нейронные связи не только возникают, а и быстро распадаются.

Проведите элементарный эксперимент на себе самом. Возьмите любую непрочитанную вами художественную книгу. Прочитайте три страницы подряд. Отложив книгу, попробуйте рассказать прочитанное на первой странице. Результат окажется грустным, а ведь это – художественный, легче запоминающийся, текст, и период времени между прочтением и попыткой подробного пересказа всего несколько минут. А если между насыщенными научными лекциями проходит две недели?

Почему расписания составляются таким нерациональным образом объяснено ниже.

 

***

Хотя наборы дисциплин, преподаваемых в школах, и особенно в вузах, могут показаться широкими, они преследуют узкие цели сообщения учащимся базовых знаний не всегда необходимых и всегда недостаточных для дальнейшего использования в трудовой практике и в жизни.

Так как большинство преподавателей вузов являются обладателями учёных степеней или находятся в процессе написания диссертаций, то и преподают они, ориентируясь на подготовку к научной, а не к прикладной работе. Это так не только потому, что им проще, а и потому, что иначе они не могут из-за отсутствия личного практического опыта.

В связи с тем, что у преподавателей нет личного мотива, научить посторонних им детей и студентов, они, выполняя правила учебного заведения, отрабатывают положенные часы, чтобы получить деньги. Ведь их «учили» также. Они искренно считают, что именно так – правильно. Поэтому, когда знаешь о существовании несекретных эффективных обучающих технологий, а повсеместно наблюдаешь то, как пытаются заставить учащихся всё зазубрить, понимаешь, что этим технологиям намеренно не учат в педагогических вузах. Вот преподаватели их не знают и не применяют, используя самые убогие методы.

Повторюсь, те, кто становятся профессионалами, а тем более гениями, добиваются этого не благодаря, а вопреки системе массового образования.

 

Образование – это бизнес

Да-да, именно бизнес, а не забота правителей о подданных. И Ян Коменский, разрабатывая существующую систему массового образования, выполнял заказ, продиктованный начавшейся эрой индустриализации. Именно массовым производствам тогда потребовались грамотные люди.

И для государств, предоставляющих всеобщее «бесплатное» образование, это – бизнес. Ведь они инвестируют средства, постоянно получаемые в виде налогов от родителей учащихся, в подготовку производящих налогооблагаемую базу налогоплательщиков.

Это – бизнес для всех, кто занят в системе массового образования. Они же не столько учат, сколько продают образовательные услуги и свой труд.

В этом нет ничего аморального. И раз это – бизнес, то и вся система массового образования подчиняется объективным экономическим законам. Следовательно, ведущие этот бизнес тоже принимают меры к повышению спроса на его продукты. Люди, которым сегодня (март 2018 года) за 40 лет и старше помнят какой долговечной и надёжной была бытовая техника, произведённая лет 30 назад и раньше. У многих она эксплуатируется и поныне. А техника, производимая сейчас, проработает так долго? Нет. Ведь надо, чтобы её пользователи купили новую. Производство халтуры стало нормой, в том числе и в системе массового образования. Это выражается, например, в том, что учеников в урочное время в школах учат так, чтобы озабоченные оценками родители купили дополнительные репетиторские услуги. Но это – «мелочи».

В предыдущем разделе статьи уже упоминалось о наборах, преподаваемых в вузах дисциплин. Они не являются подобранными и выверенными кем-то мудрым. Это – компромиссы между желающими получить оплачиваемые часы на чтение лекций и проведение других занятий. Ведь сотрудники вузов, имеющие научные степени стремятся получить и научные звания. А имеющие звания, обязаны преподавать. Вот их (чрезмерно произведённых) и наделяют часами. Делят их ставки на доли. Увязывают время, когда им удобно появляться в учебных аудиториях для отбытия обязательной для них программы. Потому учебные расписания такие, какие получаются, а не оптимальные для приобретения знаний студентами. Ну, не увольнять же «учёных».

***

Коммерческие школы и вузы на то и коммерческие, чтобы предоставлять платные услуги. Их клиентами являются либо те, кто хочет получить бумажку установленного государственного образца, но не смог набрать достаточное количество очков (баллов, кредитов), чтобы попасть на условно бесплатное «обучение», либо те, кто может заплатить, наивно надеясь на получение услуг более высокого качества.

Почему вторые надеются наивно? Потому что для получения бумажки государственного образца необходимо пройти процедуру, установленную образовательным стандартом. Те же часы, годы, методы проверки и оценки зазубренного, такие же мотивированные преподаватели, такая же безответственность за качество достигнутых результатов. И это – естественно. Ведь, например, из физически не предрасположенного к овладению математикой нового Г.Перельмана не подготовишь, как не усердствуй, и как бы родители этого не хотели и сколько бы за это не платили.

Через 10 дней (с момента написания этих строк) по Санкт-Петербургу, Новосибирску, Уфе, Казани и Киеву с очередным чёсом прокатятся продавцы услуг десятков частных школ США, Канады, Великобритании, Швейцарии и других стран Европы. Я неоднократно посещал их «выставки», прикидываясь родителем, озабоченным поиском места обучения своего ребёнка.

Меня интересовали методические отличия, технологии, принципы преподавания, наличие индивидуального подхода к ученикам и т.п. Я искренно пытался выявить преимущества по сравнению с российскими школами. Я задавал продавцам, а среди них были и директора этих школ, тщательно сформулированные вопросы. Увы, ответы меня не удивили. Вне зависимости от страны нахождения школы мне рассказывали о площади, занимаемой школой, о числе стран, граждане которых у них «учатся», о количестве музыкальных инструментов, на которых можно научиться бренчать и видов спорта, для занятий которыми есть площадки. Говорили они и о числе малоизвестных вузов своих стран, поступление в которые они гарантируют. Конечно, они не забывали рассказать о бытовых условиях. По сути моих вопросов не отвечал никто. Они произносили пару банальных переходных фраз и оживлённо верещали о перечисленном. Они давно привыкли продавать платёжеспособным клиентам антураж и комфорт, а не образовательные услуги.

Кстати, год «обучения» в одной из тех школ стоит больше, чем в любом вузе мира. Ценность этой школы исключительно в том, что она находится на Манхэттене.

Зато все родители, знающие какой образовательный, а не формально-бумажный результат хотели получить, поверившие таким продавцам, забрали своих детей из таких школ и были вынуждены предпринимать неординарные меры для навёрстывания упущенных лет, чтобы выровнять уровень подготовки с учившимися в России. Дело в том, что вдали от родителей, постоянно стимулирующих детей к познанию, ученики оказывались в среде, нацеленной на бесконфликтное общение с ними. Преподаватели и кураторы соблюдали формальности, не напрягая подопечных, руководствующихся инстинктивным энергосбережением вместо усердного набора знаний и навыков. Дети просто теряли драгоценное время, а родители были уверены, что обеспечивают им блестящее образование. («Это – бизнес, детка!»)

 

***

Вузы, обладая большими ресурсами, позволяют себе дорогостоящие рекламу и пиар. Особенно в этом преуспевают университеты «Лиги плюща» и MIT, входящие в картель, узаконенный судом вопреки драконовскому американскому антимонопольному законодательству. Об учёбе в одном из этих университетов рекомендую прочитать в книге его выпускника американского президента Д.Трампа «Думай по-крупному и не тормози».

Пользуясь вывесками распиаренных вузов, их профессора получают гранты (например, из денег налогоплательщиков) на проведение так называемых научных исследований. О результатах они пишут книги, на пиар которых тоже не скупятся. Для примера одной из самых распиаренных в мире книг посвящена статья «От хорошего к великому» – шедевр, злая шутка или нагромождение глупостей?»

В 2017 году один из американских университетов предложил мне купить диплом доктора философии (PhD). Для этого мне даже не надо было выходить из дома. Заполнил определённые электронные формы, отправил их по электронной почте, заплатил, и по экспресс-почте получаешь диплом «учёного», признаваемый во всём мире.

Что-то в такой возне, а в этой части раздела статьи приведены всего три частных примера из тысяч подобных, нет ничего относящегося к образованию. Увы, собственно обучение превратилось в неизбежное обременение вузов.

 

***

Зачем введена Болонская система? Почему ею так недовольны в вузах? Ответ – прост: «Деньги». Ведь ни для кого не секрет, что уже многие десятилетия вузы выпускают недоспециалистов, большинство из которых физически не могли, да и не хотели учиться тому, для изучения чего поступили. Так зачем государствам лишние годы финансировать их «обучение?» Поэтому с государственной точки зрения двухступенчатая система «высшего» образования – благо, позволяющее экономить значительные бюджетные средства. И тем, кто не хочет учиться, тоже хорошо. Они же получают учёную степень бакалавра. Их образование – высшее. Не просто же так их признали учёными. Плохо только вузам и стремящимся получить дополнительные часы для преподавания не желающим посещать занятия дольше.

Кстати, о чём всегда говорят вузовские функционеры, обращаясь к власть имущим? О качестве подготовки и количестве выпускаемых Специалистов? (большая буква применена намеренно) Нет. Они просят ещё денег. Они уже даже не замечают насколько откровенно попрошайничают и вымогают, слегка прикрываясь обязательными словами о потребностях стран в высококвалифицированных кадрах. Примечательно, что этому навыку знаменитых профессоров легко учатся их выпускники. Поэтому повсеместно ширится торговля процессами, а не их результатами.

 

***

Да, массовое образование – бизнес по сути. Да, бизнес предназначен для заработка денег. Да, это – правильно, и так должно быть. Но! Зарабатывать надо на качественном товаре, а не на исполнении «ритуальных танцев» под аккомпанемент благозвучной риторики.

Конечно, в вузах тоже работают Учителя, но их доля катастрофически мала.

 

Политические

Баранами управлять легче. Правители всех стран это знают. Конечно, и им нужны умные грамотные помощники, но их надо немного. Они заинтересованы в экономической, политической и военной мощи своих стран, но для этого достаточна интеллектуальная «элита» в различных профессиональных областях. А элита – по определению малочисленна.

Интеллектуальная элита – тоже люди со всеми теми же инстинктами, имеющие личные социальные интересы. Она тоже управляема, и только незначительная её часть заботится о создании условий для собственного воспроизводства.

Поэтому власти стран не намерены развивать систему массового образования в таком виде, о котором мечтает часть интеллигенции, и даже с таким профессиональным качеством специалистов, какого хотят работодатели.

Высокопоставленные представители власти иногда проговариваются, раскрывая своё истинное отношение к повышению интеллектуального развития подданных. Читатели, желающие найти подтверждения этому, могут найти в интернете видеоролики с такими откровенными оговорками политиков. Здесь для иллюстрации приведу всего одну широко распространившуюся цитату из выступления на Селигере в 2007 году бывшего российского министра образования, который сформулировал задачу ведомства: «Задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

 

***

Если обратить внимание на нюансы законодательства в области образования в разных странах, то вы заметите, как претворяется в жизнь достижение цели управляемости народов. Жёсткие правила привязки к школам по месту жительства, квазиармейская дисциплина (в Японии), тотальная обязанность посещения детских «образовательных» учреждений (Франция с 3-летнего возраста), различные (по национально-расовой принадлежности) балльные цензы для абитуриентов, унификация цифровых показателей для абитуриентов (Евросоюз Лиссабонская декларация) и многие другие методы искусственного отбора умеющих подчиняться людей. (Читайте статью «Отбор людей. Виды, методы и деловые результаты»).

Показательно и поведение преподавателей. Так в Австралии забастовки школьных преподавателей по длительности соревнуются со сроками, остающимися на выполнение их трудовых обязанностей. Во Франции преподаватели не стесняются обучать забастовкам детей с раннего возраста, привлекая их в число бастующих. В Германии наперебой кричат, что не знают чему учить студентов, ведь пока выдерживают установленные законодательством сроки «обучения», всё устаревает. Подобного качества примеров в каждой стране достаточно.

Кстати, о сроках «обучения» в школах и вузах. Они столь велики не только потому, что надо сообщить большие объёмы знаний и дождаться возраста полноценного завершения формирования мозга у учащихся. Это обеспечивает занятость большего числа работников в отрасли, а также снижает давление на весь рынок труда. Ведь все верят, что молодые люди заняты важнейшим делом – учёбой, а не «маринуются», теряя самые подходящие для набора знаний и навыков годы. Хотя ни для кого не секрет, что самый высокий уровень безработицы среди молодёжи. Недоспециалисты пользуются низким спросом. И, например, в Финляндии в стране, образование которой почему-то (без внятных объяснений) называют самым лучшим, уровень безработицы молодёжи превышает 25%, да и не хочет она там работать, предпочитая халявные пособия.

Подробнее о цифрах, связанных с системой массового образования, прочитайте в статье, ссылка на которую приведена ниже.

Переманивать из других стран высокообразованных людей, стремящихся к профессиональным достижениям, политически намного выгоднее, чем развивать собственную систему массового образования. Переманивание – важный показатель, свидетельствующий о низком качестве образования в этих странах с распиаренными вузами.

 

Вместо заключения

Выше описаны только некоторые причины всемирно наблюдаемой деградации системы массового образования. Есть и много других, но я не буду их озвучивать. Не потому, что они засекречены. Нет, упоминания о них изредка проскакивают даже в средствах массовой информации. Просто не хочу нарываться на обвинения со стороны дураков, например, в экстремизме, расизме и оскорблении чувств верующих.

Как видите, все причины сложные. Для их преодоления в интересах масс требуются длительные сроки, огромные деньги, непоколебимая воля поколений политиков и просветителей. Их не исправишь наказанием какого-то преподавателя, заменой ректора педагогического вуза и даже министра образования.

Первые шаги для изменения тенденции надо делать срочно. Один из возможных шагов описан здесь: «Как не растратить впустую первую треть жизни вашего ребёнка».

Работодатели, особенно крупные, испытывающие острую потребность в квалифицированных работниках, могут предпринять ряд мер, позволяющих решить эту задачу. Описание того, как это делать, требует отдельной большой публикации. Некоторые приёмы коротко объяснены в видеороликах: «Чему и как учить работников».

В тоже время большинству людей не нужны кардинальные улучшения системы массового образования. Их, вопреки льстивому самоназванию людей «человек разумный», не интересует приобретение знаний для саморазвития и достижения интеллектуальных и профессиональных высот. Они совершенно не озабочены качеством образования. Их вполне устраивает жизнь относительно разумных биологических существ. Так, лишь 3% американцев покупают книги, а 97% покупателей приобретают их не для себя, а в подарок. Да, и те, кто покупает себе, в основном приобретают чтиво. Написав этот абзац, я не опасаюсь, что они на меня обидятся. Они не станут читать эту статью, тем более до этого абзаца. Ведь перед ним так много букв.

Получение качественного образования и постоянное приобретение знаний и навыков – социальная (не природная) потребность незначительного меньшинства людей. Меньшинства, которое определяет развитие человечества. Меньшинства, пользующегося предоставленной природой привилегией мыслить.

Если вам важно саморазвитие и образование ваших детей и/или внуков, рекомендую прочитать мои статьи, вошедшие в сборник «Личный успех».

 Успехов вам в познании и в развитии системы образования!