Способы эффективной передачи управленческой информации подчинённым

Сопровождающая эту статью фотография картины приведена в качестве иллюстрации восприятия информации людьми. Как утверждают историки картина «Аристотель с бюстом Гомера» написана Рембрандтом. В куцей исторической справке, в частности, сообщается, что в 1961 г. (спустя более 300 лет после написания) картина установила рекорд стоимости 2,3 Мегабаксов. В этом не было бы ничего особенного, если бы не то, что:

  • Лицо Аристотеля не соответствует другим его(?) изображениям, тиражируемым в наше время. По данным историков Рембрандт вряд ли лично встречался с Аристотелем, ведь между их годами жизни прошло около 2000(?) лет. Видимо, у Рембрандта не было изображений Аристотеля, хотя бюст Гомера, жившего ещё минимум на 400 (?) лет раньше, был.
  • Одежда Аристотеля соответствует «моде» времён написания картины. По крайней мере, я не встречал подобных нарядов на других изображениях якобы древнегреческих времён.
  • На картине изображена стопка книг, а книгопечатание было изобретено примерно через 1700 (?) лет после смерти Аристотеля.

Да, можно воспользоваться обычной отговоркой историков, мол, вид одежды и портретная точность не требовались. Художники – творческие люди, что хотят то, и пишут, а книги в данном случае – просто символ мудрости персонажей. Можно, но миллионы людей, посмотревшие эту распиаренную картину, бездумно поверили, что на ней изображены Аристотель и бюст Гомера. Им сказали, они поверили. У них ни на миг не возникла потребность проверить полученную информацию. Это – естественное поведение людей. Почти все верят всему прочитанному/услышанному, если у них нет базы знаний, хотя бы в нюансах противоречащей получаемой информации.

Создание нужной источнику информации базы «знаний» у управляемых

Для предотвращения возникновения недоверия адресатов к передаваемой им информации, сведения должны быть снабжены атрибутами, воспринимаемыми надёжными априори.

Такими атрибутами, например, могут быть ссылки на авторитетные источники. В их числе: государственные органы, распиаренные организации, наука вообще, и «маститые учёные» в частности, популярные публичные деятели и другие.

Торговля регалиями

Всего через год после того, как в 1945 году авиация США сравняла с землёй Токио и нанесла ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки, по заданию научно-экономического отдела министерства обороны США Японию с циклом лекций под общим названием «Элементарные принципы статистического контроля качества» посетил Эдвардс Деминг.

Эти лекции так возбудили и впечатлили японцев, что всего через четыре года Союзом японских ученых и инженеров (JUSE) была учреждена национальная японская «Премия Деминга», которую каждый год вручают «наиболее отличившимся» в области управления производством и повышения качества продукции компаниям и предпринимателям.

В США Деминг был распиарен и стал широко известен лишь на рубеже 70-80-х годов прошлого века. Это было сделано в начале информационной волны, описанной в статье «Вакханалия управленческой дури». После этого с 1984 года премия стала «присуждаться» не только японским компаниям.

В отличие от Нобелевской премии, выдаваемой из процентов с капитала Нобиля, премия Деминга – самоокупаемый коммерческий проект, вкладчиком в который выступил и сам Деминг.

Соискатели премии обязаны не только выполнить «конкурсные» условия, а и пройти обучение под эгидой JUSE, получить консультации у «экспертов» JUSE и сдать экзамены. Естественно, не бесплатно. Только при выполнении этих условий, перечисленных на сайте JUSE под пресловутыми звёздочками, соискатель может надеяться на получение вожделенной медали и права называться лауреатом, чтобы кричать о высоком качестве своих товаров потенциальным покупателям.

Один из важнейших элементов данного процесса «обучения» подробно раскрыт в статье «Как не стать жертвой популярных деловых мифов».

Вам, читатель, или вашему предприятию, наверно, постоянно поступают предложения стать академиком, или получить какую-то «награду» и/или «сертификат», например ISO, попасть в список «избранных», всего лишь пройдя элементарные формальности и заплатив «регистрационный» взнос. Всё это – аналоги премии Деминга, только не так успешно распиаренные.

Канонизация гуру

Нобелевская премия, несмотря на то, что назначение её лауреатов в номинациях «мира» и «литературы» всегда было обусловлено не столько реальными достижениями кандидатов, сколько текущей политической ситуацией, в номинациях, связанных с естественными науками раньше, как правило, присуждалась за действительно значимые достижения. Это позволило званию «Нобелевский лауреат» заработать авторитет.

В результате появился инструмент, позволяющий «канонизировать» при жизни деятелей «науки», проводящих нужную информацию в массы. Чтобы насаждать выгодные (заказчикам) идеи в 1969 году была учреждена премия «Памяти Нобеля» для создания экономических «гуру». Их ставят в один ряд с теми лауреатами, которые были награждены за значимые для человечества достижения.

Несмотря на опровержения всех теорий, отмеченных премией в области экономики, их авторы остаются лауреатами. Звания и деньги у них не отнимают, и любая продвигаемая ими информация упорно снабжается товарным знаком «мудрость нобелевского лауреата». К прискорбию, это уже применяется и в естественных науках, особенно в медицине. В частности, премии, присуждённые в связи с клонированием, расшифровкой части генома одного человека, стволовыми клетками и др., выданы шарлатанам.

Поэтому, когда сталкиваетесь с ссылками на посвящённых «в сан Нобелевский лауреат» будьте настороже. Ведь высока вероятность того, что вам впаривают дурь, противоречащую вашим интересам. Предполагаю, что в обозримой перспективе звание «Нобелевский лауреат» будет существенно девальвировано.

 

***

Другие регалии, выдаваемые и/или продаваемые людям, полезным для распространения информации нужной выдающим/продающим тоже вполне подходящи и разнообразны. Даже банальный сертификат, выданный покупателю хотя бы часового «обучающего» курса годится для этого. Ведь покупатель использует его в качестве саморекламы и автоматически несёт усвоенные сведения в массы. Он же – сертифицированный признаваемым им «гуру». Все адепты верят, что их «гуру» знает и даёт только истину. А чем больше регалий у «гуру», и чем он сильнее распиарен, тем сильнее вера исходящему от него. Подробнее в статье «Скрытые бизнес-эффекты некоторых гуманитарных «наук»».

Таким образом, пользуясь бездумно-ленивой легковерностью людей, создав и распиарив регалии, канонизировав «гуру», можно загрузить массы любой информацией, в которую они будут верить. Часть таких верующих будет считать своим долгом, нести «знание» другим. Преобладающая часть выберет из внедрённых им знаний выгодные и/или лестные для себя, и будет требовать от других, в частности от начальников, предоставления выгод. Уважение авансом без заслуг, высокую оплату за процесс без заданного результата, соблюдения законов, творя противозаконное, доверия, злоупотребляя им, наград за симуляцию бурной деятельности и т.д.

Подобной информацией по уши загружены не только подчинённые, но и руководители. Отличие в том, что опыт руководителей, наевшихся проявлениями противоречий поступков подчинённых тому, как они должны вести себя в соответствии со сказками «гуру» менеджмента, породил стойкое недоверие к большинству обещаний управленческих чудес.

Подача информации подчинённым

Чтобы эффективно управлять подчинёнными, необходимо правильно и эффективно доносить до них необходимую для работы информацию. Это возможно, если начальник сам правильно определяет и понимает её.

Начните с себя

Прежде чем нести информацию в трудящиеся массы, начните с проверки, а если необходимо, то и с правки собственных управленческих представлений. Для этого выберите то, во что вы безусловно верите. Сделав выбор, задайте себе вопросы вида: «Что должно быть правдой, чтобы было верно то-то и то-то?»

Например, если вы верите в упомянутые выше исторические «факты», примените эти вопросы к тому:

  • Почему сицилийский аристократ за баснословную по тем временам сумму заказал у не имеющего работы голландского художника портрет Аристотеля;
  • Как американский военный эмиссар циклом лекций о статистическом контроле сотворил японское экономическое чудо;
  • Как объяснили необходимость кремации «клонированной» овечки Долли;
  • Чем объяснили закрытие программы расшифровки генома человека после вложения в неё казённых 30 Гигабаксов.

Увидев, что правды в ответах на эти вопросы нет, вы таким же образом избавитесь от своих самых стойких управленческих заблуждений и верований. Ведь люди врут даже в ничего не значащих мелочах. Достигнув этого, вы выработаете иммунитет к навязыванию вам дури и к ссылкам на якобы научную аргументацию, применяемую подчинёнными, с целью реализации ими своих, а не рабочих интересов.

Работа с подчинёнными

Все мы (люди) напичканы множеством ложной информации. От всей дури избавится невозможно, так как мы постоянно воспринимаем её новые порции. За какие-то сведения мы держимся зубами, несмотря даже на положительное восприятие опровергающих их фактов. Поэтому вытеснить дурь, мешающую выполнять рабочие обязанности, из голов подчинённых сложно. Особенно, если дурь связана с желаемыми ими правами и выгодами.

Каждый человек относительно легко воспринимает новую информацию, если она имеет для него значение. Это легко проверить, обратив внимание на то, сколько информационного шума ежедневно пролетает мимо ваших ушей, не оставляя в памяти ни слова. Остаётся только то, на что было обращено внимание, и что подтвердило имеющиеся у вас сведения, или нашло подтверждение в личной памяти.

Чтобы ваши указания подчинённым были восприняты так, как надо вам, а не пролетели мимо их ушей, необходимо сделать эту информацию значимой для них. Не стоит надеяться на имеющуюся у них обязанность надлежащим образом воспринимать и выполнять поручения начальников. Если вы не придадите неминуемой значимости, точной взаимосвязи и весомости каждого слова в передаваемой управленческой информации, подчинённые, за редким исключением, что-то упустят, извратят, намеренно проигнорируют, забудут и сделают, как умеют, а не как надо.

Поэтому значимость информации должна быть подкреплена и защищена. Вспомните свои школьные и студенческие годы. Информация, дававшаяся вам преподавателями, была значимой для вас. Значимость подкреплялась неизбежностью написания контрольных работ, сдачи зачётов и экзаменов. Даже дурь вы обязаны были как-то усвоить, чтобы перейти в следующий класс и на следующий семестр и курс. Но «образовательное» подкрепление значимости недостаточно. Оно – компромиссно, и предполагает право на достижение посредственного (троечного) результата по пути к аттестату и к диплому.

Вам необходимо более эффективное юридически значимое подкрепление, чтобы подчинённые выполняли работу надлежащим образом. Покупателей результатов вашего управленческого труда «троечное» качество не устроит. Поэтому подача руководящей информации обязана быть письменной. Это заставит подчинённых более внимательно и ответственно вникать в суть ваших указаний и более тщательно следовать их «букве». Вы тоже будете скрупулёзнее выполнять свои мыслительные обязанности.

***

На примере более внимательного взгляда, на упомянутую в начале статьи картину, приписываемую Рембрандту, вы убедились в массовой поверхностности восприятия информации. К вашим управленческим указаниям подчинённые автоматически относятся также. На этом же явлении основана эффективность рекламы потребительских товаров. У потребителей, и без того экономящих на процессах мышления и познания вследствие природных факторов, хорошие рекламисты убивают потребность изучать, думать, анализировать. Чтобы впарить потребительский товар мышление вытесняют эмоциями, опираясь на инстинктивные (животные) потребности человечества. Поэтому у подавляющего большинства людей наработан навык увиливания от мышления.

Вам же для достижения желаемых управленческих и производственных результатов необходимо заставить подчинённых вникать в ваши указания и думать об их надлежащем исполнении. Единственным инструментом для решения этой задачи является чтение, подкреплённое стимулом неминуемой ответственности за ненадлежащий результат выполнения обязанностей. Так что, пусть читают и исполняют, как надо, чтобы избежать воздействия стимулом. (Помните изначальное значение слова «стимул?»)

Чтение необходимо и вам. Не экономьте силы и время на нём. Читая, всегда применяйте приём, описанный выше, основанный на вопросе «Что должно быть правдой, чтобы прочитанное было верным?» Это интересное, приятное, окупаемое занятие сделает вашу жизнь наполненной открытиями и результативной. Вы сможете увидеть то, что скрыто от других, хотя находится перед глазами. Как на картине Рембрандта.

Кстати, а, может быть, на этой картине на самом деле изображён Аристотель? Может быть, Рембрандт был знаком с ним лично, а позднее сказочники от истории перенесли его в древнюю Грецию? И, вообще, был ли такой мудрец Аристотель? Но это – уже риторические, но не праздные вопросы.

***

Порекомендовав вам «пристрастный» подход ко всему, что вы прочитаете и услышите впредь, рекомендую применить его и к сотням материалов (статьям, видеороликам и др.), размещённым на этом сайте в свободном доступе. А также к:

Пособиям:

  1. Объявление о вакансии. Как привлечь необходимых соискателей, предотвращая отклик неподходящих.
  2. Методы реального управления работниками. Почему, как и чем управлять
  3. Технология бесконфликтного предотвращения возникновения и взыскания просроченной дебиторской задолженности

И книгам:

  1. Откровенно об управлении предприятием
  2. Биороботизация работников
  3. Что надо знать о деньгах с детства.

 

Успехов вам в эффективной подаче управленческой информации своим подчинённым! Для этого рекомендую использовать инструментарий, описанный под этой ссылкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *