Основа достижения взаимопонимания с другими людьми

 Обычно каждый человек в общении с людьми хочет добиться хотя бы взаимопонимания. Препятствием этому являются отличия в наборах знаний, верований, заблуждений, личного опыта и социальных инстинктов, уникальных у каждого индивида.

Это выражается уже в различном понимании применяемых людьми слов. Например, кажущиеся знакомыми, понятными, несущими положительный смысл, слова: свобода, справедливость, порядочность, ответственность, предупредительность, обязательность, вежливость, культура, этика, мораль, эстетика и т.п. человеческие ценности каждым человеком представляются по-своему. Причём расхождения в их представлении могут быть антагонистичными. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре. Вы, наверняка, с чем-то не согласитесь в их толковании и/или захотите их уточнить и расширить. А ведь авторы толкований, закреплённых в словарях, были уверены в достаточности и в точности своих формулировок.

Это обусловлено тем, что перечисленные в предыдущем абзаце и многие другие слова являются необразными существительными. Необразными потому, что для них невозможно подобрать материальные предметы, которые можно представить визуально.

Люди, пока их внимание не будет обращено на этот факт, не только не задумываются над этим, а и не утруждают себя формулированием собственных представлений. Кроме того, в зависимости от ситуации, физического и эмоционального состояния человека представления о смысле слов могут меняться в широких пределах их толкования. То есть, не имея чёткого закреплённого понимания того или иного явления, описываемого необразными существительными, в разных случаях человек на одни и те же слова может реагировать по-разному. Поэтому так часто вы слышите/читаете «нехитрую» семантическую конструкцию – «вы не понимаете, это – другое».

Слова и люди – посредники между нами и миром

Чтобы понимать других людей и происходящее в природе и в мире людям всегда необходимы «посредники». Ими являются слова, каждое из которых снабжено своим значением/смыслом.

Даже, физически видя что-то глазами, не имея словарного (смыслового) запаса мы (люди) не способны определить и правильно интерпретировать увиденное незнакомое. Даже применяя образные существительные, мы можем совершать принципиальные ошибки. В частности, используя омонимы (слова с разным смыслом, но одинаковым звучанием/написанием).

Например, слово «бандаж», означающее приспособление, используемое беременными женщинами для поддержания живота, имеет и другой смысл. Если вы не знаете, для чего и как применяется бандаж в паровых турбинах, то, не посмотрев соответствующую литературу и/или не проконсультировавшись у знающего это человека, никогда не сможете представить и изобрести такое устройство. Вы не сможете нащупать и направление мышления о нём. И так все люди во всех незнакомых им отраслях знаний.

Людей не удивляют тексты, написанные с применением незнакомых букв и/или иероглифов. Но, если вы возьмёте самоучитель языка, имеющего незнакомую вам письменность, какие бы усилия вы не применили, самостоятельно не сможете освоить этот язык. Вы не угадаете звучания этих букв или символов, и/или их сочетаний, пока вам целенаправленно не дадут эти знания. Никакие знаки фонетической транскрипции не позволят самостоятельно освоить генерацию правильных звуков.

Мы (люди) не можем без чьей-то озвученной словесной помощи что-либо назвать и, следовательно, понять.

Поэтому применяемые слова в совокупности со сведениями, переданными нам другими людьми, являются посредниками между индивидом и другими людьми и миром в целом.

Но, качество помощи других людей, играющих роль интерпретаторов смыслов, зависит от их уникального представления картины мира, их целей и эмоций, которые неизвестны пользующимся помощью (обучаемым). Вот все и приобретают свои тоже уникальные наборы знаний, заблуждений и верований в силу доверия помощникам.

Только в тех случаях, когда помощник (обучающий/интерпретатор) искренно заинтересован дать кому-либо действительно полезное важное знание, и имеет для этого необходимую базу, можно рассчитывать на обретение правильного, адекватного физической действительности, понимания того, что физически видимо и что происходит. Но, как правило, обучающие либо сами базируются на верованиях и заблуждениях, либо преследуют цели навязать выгодную им картину мира, чтобы направить действия и/или мышление других по заданному ими пути.

Вспомните, были ли в вашей практике случаи, когда кто-то тщательно обучал вас понимать смыслы тех или иных понятий, предупреждая о рисках и демонстрируя варианты толкования, которые могут быть использованы для манипулирования вами! Вспомнили такие случаи? Да? Значит, вам повезло.

Если вы – культурный человек

Являясь таковым, вы знаете и принимаете систему табу, запретов и ограничений, подразумеваемую культурой. На этой основе не поленитесь для себя сформулировать понятие «свобода». Чтобы вам было легче выполнять это «упражнение», воспользуйтесь, в частности, следующими вопросами: Свобода от чего? Свобода для чего? Свобода – это вседозволенность или? Все ли окружающие могут иметь подобную свободу, и если да, то, как это скажется на вас? Надо ли кому-то что-то ограничить и/или запретить? И т.д. Для обстоятельного рассмотрения вопросов должно быть много. Если вы проделаете эту работу тщательно, то вряд ли кто-то, сможет успешно манипулировать вами, призывая пойти на борьбу за свободу, без исчерпывающего однозначного объяснения понятия «свобода», цели и смысла борьбы за неё.

Также дело обстоит и со словом «справедливость». Его особенно часто употребляют, когда хотят что-то ценное поделить. О нём забывают, когда надо создавать, производить и работать. Увы, но это позитивно воспринимаемое слово используют в качестве инструмента направленного на слом существующих систем распределения благ. Наверно, вы не задумывались над таким его применением желающими манипулировать не только отдельными людьми, а и народами.

Также используют и остальные необразные существительные в борьбе за всё хорошее против всего плохого. Ими оперируют для создания, так называемого, общественного мнения. Обратите внимание на то, что общественное мнение – инструмент, основанный на эмоциях и подразумевающий безответственность мнящих и эмоционирующих. Да-да, безответственность. Ведь публично высказывают только такие мнения и тогда, когда уверены, что не понесут за них наказания.

Для формирования позиции большой части общества используют популярных людей, на которых одевают ореол лидеров мнений. Часто в их число входят знаменитые деятели культуры, среди которых не только успешно распиаренные, а и действительно снискавшие заслуженную популярность своим профессионализмом. Но, профессионализм артиста, писателя, художника, музыканта и т.д. не означает и практически всегда подразумевает отсутствие знаний и профессиональных навыков в экономике, политике, управлении не то, что государством, а и маленькими коллективами людей. Окажись они на постах, подразумевающих принятие соответствующих решений, общественное мнение о них мгновенно заслуженно станет отвратительным. Такими «лидерами мнений» манипулировать очень легко, ведь они тоже не задумывались о смыслах благозвучных необразных существительных, о которых мнят что-то своё и/или навязанное им.

Поэтому относитесь к общественному мнению с осторожностью. Если оно сформировано, значит это кому-то нужно. Не обманывайте себя отговоркой, подразумевающей разумность и рациональность людей, якобы обуславливающих невозможность массовых ошибок. Людям, не утруждающим себя формированием чётких однозначных определений благозвучных необразных существительных, можно запросто навязать любую дикость, которую они будут искренно, эмоционально, не утруждая себя мышлением, увлечённо продвигать и отстаивать. Какими методами и инструментами массам людей навязывают дикости, и как защититься от этого, тщательно описано в книге ««Секреты» управления массами людей».

Так что, культурный человек обязан понимать смыслы слов и осознавать, что подавляющее большинство людей, включая популярных деятелей культуры, до этого уровня не потрудились подняться.

Как это связано со взаимопониманием людей

Оперируя словами, смыслы которых не столько осознаются, сколько кажутся, что ощущаются, люди обречены испытывать, часто непреодолимые, трудности достижения взаимопонимания друг с другом. Даже те, кто потрудился сформулировать для себя смыслы применяемых необразных существительных, не могут рассчитывать на полное взаимопонимание с подобными себе в этом без сверки формулировок. А ведь такую сверку можно произвести только с теми, кто осознаёт необходимость чёткого определения смыслов слов. Подавляющее большинство людей даже не поймёт предложения, определить термины перед началом разговора. Поэтому и потрудившиеся осмыслить слова лишь случайно могут достичь с кем-то достаточного взаимопонимания.

Если в ходе общения с кем-либо вы не услышите противоречий вашей позиции и сообщений собеседника об отсутствии понимания, хотя бы каких-то нюансов сказанного вами, не надейтесь, что взаимопонимание достигнуто. Наиболее вероятно то, что собеседник либо ничего не понял и промолчал, чтобы скрыть это, либо понял что-то по-своему, опираясь на собственные верования и заблуждения.

Взаимопонимание – не самоцель. Всеобъемлющее взаимопонимание недостижимо уже из-за изменчивости наборов знаний, заблуждений, верований, предубеждений, потребностей, ситуаций, эмоционального и физического состояния общающихся. Взаимопонимание требуется в относительно узких рамках, достаточных для достижения какой-то общей цели. Поэтому не надо тратить время и силы на согласование всего и вся.

Основой для этого являются одинаковые знания и представления о необходимых и достаточных в конкретной ситуации смыслах и методах достижения искомого результата общих действий.

К сожалению, взаимопроверка общающихся возможна редко. На неё, как правило, нет времени, сил и желания. Кроме того, невозможно предусмотреть всё, что надо проверить у партнёра. То есть вероятность отсутствия достаточного взаимопонимания в чём-то важном всегда высока. Это усугубляется тем, что почти все не готовы, подстраиваться под других людей, меняя свою картину мира. Все люди склонны «убегать» от информации, которая им чем-то не нравится, даже если это что-то – физически безопасная необходимость узнать что-то новое и/или переосмыслить старое.

Так что, не пытайтесь достичь всеобъемлющего взаимопонимания с кем-то, не тратьте силы на донесение своего видения там, где оно неинтересно партнёру. Вы никого не убедите и не заставите понимать вас так, как это хотелось бы вам. Ни-ко-го. Даже самых близких вам людей.

Уровень взаимопонимания с кем-то можно повысить. Но для этого необходимо достаточно длительное общение, взаимное изучение и доказательное привитие партнёру своих представлений. Не всегда для этого есть время и возможности. Но, даже если вы с кем-то общаетесь давно, многое друг о друге знаете, всегда предполагайте, что при решении текущей совместной задачи, необходимое и достаточное взаимопонимание не достигнуто. Это позволит вам, проявляя необходимую предусмотрительность, не упустить «мелочи», которые могут оказаться определяющими в достижении общей цели. Не бойтесь показаться занудой, проверяя степень взаимопонимания и знания, что и как надо делать.

Взаимопонимание с сотрудниками

Особенность взаимопонимания с сотрудниками заключается в том, что у коллег, не являющихся владельцами предприятий общие цели служебного взаимодействия – не свои. Конечно, при этом все преследуют и личные цели и интересы, но здесь для упрощения будем подразумевать только рабочие. Эти цели и интересы могут совпадать с личными, но всегда есть антагонистические противоречия. Ведь инстинкт предъявления доминантности у подчинённых всегда ущемлён доминированием начальников.

И у владельцев предприятий, обладающих естественными властными полномочиями, всегда есть осознание ограничения их свободы, зависящее от работников и взаимопонимания с ними.

Достижение взаимопонимания для реализации чужих целей усложняется желанием коллег удовлетворить инстинктивную потребность в самосохранении. Поэтому они автоматически совершают действия и/или бездействуют, чтобы не нести ответственность при получении ненадлежащего результата труда. Стремление к безответственности – природное. Ему подвержены все люди без исключения. Как бы хорошо человек ни был воспитан, какие бы социальные инстинкты ему ни были бы привиты, инстинкт самосохранения всегда оказывает мощное влияние.

Обвинение в безответственности всегда воспринимается людьми в качестве оскорбления. Но, нести ответственность не хочет никто. Редко кто утруждает себя формулировками вида и тяжести ответственности, которую готовы понести при отсутствии достижения заданного рабочего результата. При этом формализованные параметры ответственности – один из эффективнейших стимулов, обеспечивающих надлежащий труд. Знание их коллегами обеспечивает усиление потребности в повышении уровня взаимопонимания для достижения заданных «чужих» рабочих целей.

Рабочие отношения между коллегами всегда подразумевают применение документально формализованных процедур, которые не только узаконивают параметры ответственности, а и защищают от начальственного произвола.

Если вы – начальник, то чтобы не нести ответственность из-за безответственности подчинённых, чтобы побудить их к стремлению повысить уровень взаимопонимания с вами и обеспечить достижение заданных трудовых результатов, вы не только имеете право, а должны использовать служебное положение, применяя управленческие методы и инструменты. Все такие методы и множество инструментов подробно описаны в книге «Управление подчинёнными. «Учебник»».

Не надейтесь, что в сложных ситуациях, особенно, когда подчинённые в целях самосохранения будут разыгрывать отсутствие понимания вас и ваших претензий, вы придумаете, как с ними справиться. Не придумаете. Здесь сработает та же причина, которая описана выше в связи с применением слова «бандаж». Без наличия знания этих методов и инструментов, вы даже не сможете нащупать правильное решение проблемы. Ведь, что мы (люди) не можем назвать, мы не понимаем.

Хотите взаимопонимания с коллегами? Займитесь познанием и формализацией для себя понимания смыслов важных для взаимодействия с людьми необразных существительных. Узнайте, изучите и применяйте работающие управленческие методы и инструменты. Книги, упомянутые в данной статье, вам в помощь!

Уровень взаимопонимания между вами и другими людьми зависит от вашего труда по его достижению. Те, с кем вы общаетесь, ленятся заниматься этим. Они, как правило, даже на словах редко хотят этого. И если достаточное взаимопонимание с кем-то вам необходимо, то оно зависит только от ваших усилий, в основном обучающих. Чтобы убедиться в этом, проверьте себя, проанализировав свои помыслы, желания, действия при общении с другими людьми. Вы обязательно обнаружите, что почти ничего не делаете для повышения уровня взаимопонимания даже с теми, с кем общаетесь постоянно. И не расстраивайтесь, не встретив отзывчивости у тех, с кем хотите повысить уровень взаимопонимания. Это происходит не потому, что вы в чём-то виноваты перед ними и/или недостойны понимания. Это – естественное природное бездумно-энергосберегающее поведение людей, которые даже не знают о пользе хорошего взаимопонимания с себе подобными.

 

Обязательно поделитесь, пожалуйста, этой статьёй со своими близкими и друзьями, а также с коллегами и контактами в социальных сетях. Чтобы и они приобрели важные для них знания. Не бойтесь и не стесняйтесь сделать это. «Кнопки», удобные для распространения статьи, находятся над и под ней. Заранее, спасибо!

Успехов вам в познании и в достижении необходимого вам взаимопонимания с другими людьми!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *