Принципы выгодного вам повышения собственной квалификации

Не всякое обучение позволяет повысить квалификацию учащегося. Многие виды так называемого обучения являются не только бесполезной тратой времени, сил, эмоций и денег, а даже вредными, так как приводят к усвоению заблуждений и верований в чушь. Поэтому чтобы обучение обеспечивало повышение вашей квалификации, выбирать его надо, руководствуясь рядом принципов и приёмов.

Что обязательно надо знать и понимать об обучении

Любое обучение кого-то – это бизнес предоставляющего преподавательские услуги. Даже якобы бесплатное государственное обучение в школах, вузах, на курсах для безработных и т.п. – бизнес. Государствам необходимы умеющие читать, писать, считать и подчиняться налогоплательщики, создающие налогооблагаемую базу. Да, и средства на организацию «бесплатного» образования государство берёт в виде налогов, в частности, с родителей обучаемых и с самих учащихся, получающих зарплату.

Даже обучение детей родителями, кроме естественной биологически обоснованной инстинктивной потребности в продолжении рода, – своеобразное вложение сил, времени и денег родителей, чтобы в будущем у них было меньше забот о детях и, может быть, легче переносить собственную старость и немощь. А успехи детей – тоже естественный инстинктивный повод предъявить окружающим собственную доминантность. Вот, мой(я) – молодец! Знаю, звучит цинично, но зато честно. Только не воспринимайте это, как повод для отказа в развитии своих детей! Обучайте их!

Желание обучить кого-то чему-то (за исключением ближайших родственников) – редкое явление. Не смешивайте желание обучить с осуществлением обучающего процесса в силу служебных обязанностей. Редкий преподаватель хочет научить. В тоже время все, кто зазывают к себе учеников, хотят заработать. В том числе и сотрудники вузов, обучающих студентов за бюджетные государственные деньги. Чтобы получить деньги, им надо не столько научить, сколько создать у обучаемых ощущение получения учебного результата.

Поэтому только ваше желание научиться и ваш, соответствующий этой цели, труд дадут искомый результат. Кроме вас больше никому повышение вашей образованности не нужно. И даже если вы заплатите свои деньги обучающему, ему необходим совсем не тот результат, которого жаждете вы. Отдельные приёмы достижения результатов, нужных вам, описаны в статье «Постоянное повышение своей квалификации. Как это делаю я».

Кстати, я намеренно не употребляю слово «Учитель», чтобы в рамках данной статьи не отвлекаться на редкие частные случаи встречи с людьми, которых по праву можно назвать учителями.

Корпоративное обучение

Забудьте все сказки о том, что якобы работодателям выгодно повышать квалификацию своих работников. Не выгодно! Нагляднейший пример – игровые виды профессионального спорта, в которых высококлассные игроки покупаются за огромные деньги и продаются непосредственным конкурентам.

Да, работодателям, как правило, надо обучать своих работников. Но только тому, что нужно работодателям, причём желательно так, чтобы эти знания и навыки были неприменимы конкурентами. Как, чему и почему работодателям выгодно обучать работников рассказано здесь: «Чему и как учить работников»

И хотя работодателям выгодны квалифицированные работники, но их надо немного. Работодателям не нужна высокая рыночная ценность работников, раз уж их, как в спорте, невозможно продать. Поэтому работодатели совершенно справедливо противятся повышению этого условного показателя, тем более за их счёт.

Верящие в сказки о выгодах работодателей от обучения работников тому, чему они хотят учиться, ни разу не удосужились посчитать, а получит ли работодатель выгоду. А если получит, то когда? А какую выгоду при этом работодатель упустит, не вложив деньги, потраченные на обучение, в более выгодное развитие?

Так что все подобные сказки – ничто иное как способ вымогательства денег у работодателей. И обижаться на отказ, оплатить ваше обучение с предоставлением времени на него, — наивная глупость. Поставьте себя на место работодателя и представьте, что к вам пришёл перспективный работник с просьбой денег и части рабочего времени, оплачиваемого вами. Вы знаете, что после учёбы этот работник, скорее всего, потребует ещё и повышения зарплаты за тот же труд, который не гарантированно будет более квалифицированным. Вы предполагаете, что работник будет искать другое рабочее место, может быть, у вашего прямого конкурента, готового платить ещё больше. А не отпустить его вам не даст трудовой кодекс. Вы дадите деньги такому работнику? Только честно! Да? Не верю! Раз уж в предполагаемой позиции вы – работодатель, то по определению вы – не альтруист. Так и не вымогайте деньги у работодателей, чтобы не обижаться не по делу и не совершать, мягко говоря, некорректных поступков.

Не обманывайте себя, обещая работодателю и себе, отработать оплаченное обучение. Да, некоторые отрабатывают, но их доля так мала, что вряд ли вы попадёте в их число. Кроме того, не исключено, что вы приобретёте не знания, а заблуждения, и только нанесёте дополнительный ущерб работодателю. Например, если пройдёте дорогостоящее запудривание мозгов в школе магистров бизнес АДМИНИСТРИРОВАНИЯ (МВА).

Сказки о корпоративном обучении выгодны тем, кто его впаривает и проводит, а также корпоративным чиновникам, тратящим не свои деньги на эту социально одобряемую суету. С повышением квалификации работников они имеют мало общего.

Осторожно! Квалификационные бумажки

Да-да, именно бумажки, а не документы. Из них документами можно признать только те, обладание которыми предусмотрено государственными нормативными актами для получения права заниматься определёнными видами деятельности и/или занимать некоторые должности. Они являются документами, так как по нормативно утверждённой форме свидетельствуют о присвоении их обладателям определённой квалификации. Они выдаются только теми организациями, которые надлежащим образом получили это право в государственных инстанциях.

Большинство же так называемых дипломов, аттестатов, свидетельств, сертификатов, удостоверений и прочей макулатуры сообщают только о том, что их обладатели потратили время, силы и деньги на прослушивание чего-то, и/или на игру в викторину, представленную в виде сдачи какого-то условного экзамена или прохождения кем-то сляпанного теста.

Я не занимаюсь очернительством, а просто называю вещи своими именами. Слишком много развелось торговцев бумажками, удовлетворяющих спрос верующих, что чем больше у них бумажек, тем выше их рыночная стоимость. Верующих в то, что никто не догадается, что они – лохи, попавшиеся на сладкозвучные сказки торговцев якобы квалификационными бумажками. А ведь этим бизнесом промышляют даже всемирно распиаренные компании.

Для иллюстрации (имя владельца бумажки скрыто по этическим соображениям). Текст на бумажке гласит: «Этот сертификат выдаётся имярек за выполнение требований программы «зелёный пояс» по методологии 6 Сигм в течении 17-20 августа 2017 года».

И что с того? Что в бумажке говорит о квалификации получателя? Что это за программа «зелёный пояс?» Кто и зачем убедил получателей таких бумажек, что они – предмет гордости? Кто мешает коллекционерам подобных бумажек осмысленно прочитать всего лишь одно предложение, написанное на них?

Чем руководствоваться для повышения своей квалификации

Чтобы ваша квалификация повышалась, совершать насилие над собой бессмысленно. Представление о том, что вот я это и это выучу, и стану профессионалом,- заблуждение. «Ремесленником», может быть, и станете, а классным специалистом, если это – не ваша стезя, не будете. Поэтому, выбирая, что узнать и чему научиться руководствуйтесь следующим:

  • Вам должно быть искренно интересно. Не «надо бы», а хочу знать и уметь. То есть процесс познания должен быть для вас захватывающим.
  • Проверяйте себя. Если вы постоянно видите и чувствуете свой прогресс, а что-то даже получается на живой (не учебной) практике «влёт», то это то, что вам нужно, то к чему вы предрасположены физически.
  • Повышение квалификации – не получение бумажки. Кстати, бумажки могут оказаться лишними в прямом смысле слова, ведь для рекрутёров, производящих отбор соискателей вакансий по своим личным принципам, какая-то из ваших бумажек может стать основанием для вынесения вердикта «сверхквалификация».
  • Выбирая преподавателей, обращайте внимание не на их регалии (учёные степени и звания, известность (распиаренность), награды, должности и количество «обученных»), а на их личный доказанный успешный практический опыт, результаты которого можно увидеть и измерить.
  • Ищите нужные вам сведения самостоятельно. Любой, даже самый замечательный, преподаватель даст вам не всё, а что посчитает нужным. Вам же важны не только выводы, а и основы, и детали.
  • Зрите не только широко, а и «в корень». Многие навязанные людям заблуждения прилипают из-за поверхностности людей. Если вы что-то узнали, не ленитесь проверить правильность и работоспособность узнанного, не взирая на авторитетность источника. Ищите не только подтверждающие доказательства, а и опровержения. Ведь слишком многое «научно доказано» посредством притягивания доказательств за уши при умалчивании противоречий и опровержений.
  • Научитесь читать деловую литературу. Ведь читать вам надо много, но не всё. Причём, не всё даже в хороших книгах и текстах. Для этого начните со статей: «Как читать деловые тексты», «Бизнес-тексты: зачем, почему и кто их пишет» и «Информационная дурь. Как распознавать, не допускать и избавляться».
  • Вам полезна обратная связь от уважаемого, а не распиаренного профессионала в вашей профессии, который не будет воспринимать вас в качестве конкурента.
  • «Подправьте» собственное мировосприятие. Ведь наверняка у вас есть верования и/или заблуждения о себе, людях, социальных связях, надуманных табу и т.п. Эти верования и/или заблуждения являются самыми главными ограничителями вашего продвижения к профессионализму.
  • Проверьте свои впечатления о бывших у вас преподавателях. Часто харизматичные, ставшие любимыми, преподаватели вместе с кажущимися ученикам положительными эмоциями от общения с ними наполнили их мозги вредными верованиями, заблуждениями и несусветной дурью. (Это особенно распространено в гуманитарных «науках»). Избавьтесь от ограничивающего ваши профессиональные успехи обаяния болтунов, даже если они искренно верят в распространяемую ими чушь.
  • Точно так же, как никому, кроме лично вас, не нужно повышение вашей квалификации, никому, пока вы не станете реально опасным конкурентом, нет никакого резона мешать вашему профессиональному росту.

Выгодное вам повышение собственной квалификации

То, что повышение собственной квалификации всегда выгодно человеку, несомненно. Оно позволяет с меньшими затратами труда, времени и эмоций решать всё более сложные задачи и, следовательно, быть более эффективным для своего бизнеса или более ценным для работодателя.

Но этот процесс, как и все остальные виды человеческой деятельности, имеет свои издержки. На него надо тратить время, энергию, эмоции, деньги и от чего-то приходится отказываться, чтобы им заниматься. Чтобы издержки были минимальными выбор источников новых знаний и умений надо производить на основе их тщательного анализа.

Так, если вам надо приобрести новые навыки, то для их наработки до точки невозврата, то есть до состояния, позволяющего автоматически применить навык после длительного перерыва, вам потребуется не менее трёх недель постоянной интенсивной наработки. Например, если вы умеете ездить на велосипеде, то после длительного перерыва сядете и поедете, быстро восстанавливая уверенность, но для этого вам ранее понадобились тренировки в течение не менее трёх недель.

Поэтому никакой тренинг, проводимый даже самым знаменитым тренером за один-три дня, не даст вам этого результата ни с одним навыком. Если решите потратить ресурсы на прохождение тренинга, то прежде у вас должны быть непоколебимые уверенность и настрой на то, что вы не прекратите тренировки после его окончания. И даже при таком подходе и уважаемом вами имени тренера не поленитесь заранее подробно узнать чему и как вас будут учить. Реклама тренингов и пиар тренеров, к сожалению, крайне редко бывают правдивыми. Вы же не хотите оказаться зрителем дорогостоящего концерта разговорного жанра, а не учеником тренера.

Не тратьте ресурсы на покупку недолговечных эмоций. Покупайте знания и навыки. Чтобы определить, что вам продают эмоции или знания, задайте себе вопрос: «Что должно быть правдой, чтобы обещанное в рекламе соответствовало реальности?» Этот вопрос поможет вам проверить достоверность обещаний, заставив вас обратить внимание на нюансы, определяющие качество образовательного продукта». В большинстве случаев вы благоразумно откажетесь от его покупки.

Обучающий товар (тренинг, семинар, мастер-класс, курсы и т.п.) в рекламе может быть представлен качественно, но если его передаёт ученикам пересказчик, то лучше прочитать книги и/или другие материалы, уточнив важное у уважаемого (не обязательно распиаренного) в вашей отрасли профессионала.

То, что время, силы, эмоции вы неминуемо вложите в приобретение новых знаний и наработку навыков – само собой разумеется. В этот процесс необходимо вкладывать и СВОИ деньги. Вложение денег послужит для вас дополнительным эффективным стимулом для освоения оплаченного. Потраченные деньги будут настоятельно требовать усвоения знаний, чтобы окупить их с выгодой для вас. Относительно небольшие суммы денег, вложенные в покупку книг и/или других учебных материалов, и/или кратких консультаций у профессионалов, принесут вам гораздо большую выгоду, чем крупные вложения в приобретение псевдоквалификационных бумажек и даже дипломов государственного образца. Ведь не надо тратить ресурсы на то, чтобы вам дали кучу не нужной, а то и вредной, для вас информации в качестве объясняющего высокую цену довеска.

Я часто невольно ставлю людей в неудобное положение, задав вопрос: «Когда и какую не художественную («развлекательную») книгу, позволяющую повысить квалификацию, вы КУПИЛИ себе в последний раз?» Чтение большинства изданий, называемых художественными книгами, ничего общего с повышением квалификации и культурного уровня не имеет. Они позволяют «культурно» убить время в ожидании дня собственных похорон.

Не обманывайте себя: Участие в процессе обучения не означает приобретения знаний и навыков. Судите по полученным результатам, а не по затраченным ресурсам.

***

Некоторые приёмы повышения своей квалификации описаны в статье, ссылка на которую дана выше. Для вашего удобства повторю её: «Постоянное повышение своей квалификации. Как это делаю я».

Вне зависимости от вашей профессии вам необходимы и универсальные деловые знания (управленческие, экономические, финансовые, правовые), а также сведения о человеческой «природе», которые являются основой для успеха в любой отрасли. Часть из них вы можете почерпнуть в моих публикациях (в книгах, отдельных статьях и/или в тематических сборниках и в пособиях).

Повышайте свою квалификацию! Наплюйте на внешние атрибуты этого процесса (названия учебных заведений, имена преподавателей, выдаваемые бумажки, маскарадные костюмы (мантии с шапочками) и прочую мишуру). Вам нужен результат, а не процесс.

Успехов вам в повышении собственной квалификации и в достижении за счёт этого выгодных вам результатов труда!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *