Главная беда экономики

Оставим причуды макроэкономики на совести «специалистов», играющих свою роль в глобальном масштабе. Сосредоточимся на уровне предприятий. При этом будем считать, что в их штате есть экономисты. Бухгалтерия – не в счёт. Она занимается учётом и составляет отчётность по установленным правилам. Для бухгалтера важен только ажур в отчётности. Приносит предприятие прибыль или нет, бухгалтер «узнаёт» через несколько месяцев.

То есть, если вопросами финансов, себестоимости, ценообразования, управленческого учёта и анализа занимается бухгалтерия, то это означает только то, что на предприятии принимаются не экономические решения. Решение экономических задач противоречит целям бухгалтерии.

Для упрощения изложения экономистами будем называть всех тех сотрудников предприятий, которые обязаны знать не только азы экономики. К ним относятся, вне зависимости от должностного положения: экономисты (в традиционном понимании), финансисты, маркетологи, коммерсанты. И первое лицо предприятия, и коммерческий директор, и руководитель производства входят в число экономистов.

Все эти люди обязаны знать и понимать экономические последствия предлагаемых ими решений. Обычно финансисты требуют повышения цен на продукцию предприятия, а маркетологи и коммерсанты, напротив, настаивают на их снижении. Но прежде чем принять предложение одной из этих сторон, надо усвоить, что и повышение цен, и увеличение количества продаж по сниженным ценам не всегда позволяют извлечь дополнительную прибыль. Экономисты должны понимать, что не все издержки можно сокращать. За достижение высокого качества и потребительских свойств товара сначала должен заплатить производитель.

 

***

Производство любого товара и предоставление любой услуги характеризуются присущими им технологиями. Каждый элемент технологической цепочки имеет свою экономическую сущность, которая измеряется денежной стоимостью. Поэтому каждое действие сотрудников и работа каждого технического средства должны измеряться деньгами. А деньги любят учёт, особенно управленческий.

Экономисты обязаны заниматься управленческим учётом. Причём он должен вестись с пониманием не только экономической, а и физической сущности произошедших или предполагаемых событий. То есть, необходимо понимать какие отклонения технологии сколько стоят. Учёт только на основании финансовых документов – недостаточен для принятия максимально эффективных управленческих решений. Постановка качественного управленческого учёта сродни решению сложной инженерной задачи.

К сожалению, человека, получившего в первую очередь гуманитарное или «экономическое» образование, крайне трудно научить разбираться в физической сущности даже достаточно простых технологий. Люди, получившие техническое образование, (при их желании) могут стать очень хорошими экономистами.

Управленческий учёт нужен не только для управления издержками. Он необходим и для анализа отклика потребителей и рынка в целом на продукцию предприятия и шаги по её продвижению.

То, как управленческий учёт производится в подавляющем числе фирм, иллюстрирует незнание экономики предприятия. Отсутствие понимания того, что надо отслеживать и анализировать, не позволяет вырабатывать эффективные управленческие решения. Непонимание экономистами взаимосвязи и взаимозависимости показателей хозяйственной деятельности вместо выявления ключевых характеристик вызывает конфликты между ними.

Финансисты жалеют деньги на рекламу, так как маркетологи не могут оценить и доказать эффективность собственных усилий. Коммерсанты норовят понизить цены, даже не задумываясь о себестоимости товара. Цены не обосновываются, а устанавливаются в результате компромисса, что всем предоставляет инструмент для оправданий. Инвестиции зачастую производятся без надлежащего обоснования.

Отсутствие знаний у экономистов и, следовательно, понимания друг друга – это половина беды. Вторая половина состоит в том, что у них отсутствует желание приобрести необходимые знания. Подавляющее большинство из них уверено, что в вузах и школах МВА им рассказали всё, что необходимо и, следовательно, они знают всё. А раз так, значит, и учиться больше нечему.

А если знают и понимают, то почему не делают? Им лень или не выгодно?

 

***

Экономисты должны знать товары своего предприятия. Выступая покупателями, все часто сталкиваются с тем, что продавцы ничего или почти ничего не могут рассказать о своём товаре. Поинтересуйтесь у своих сотрудников, знают ли они Ваш товар! Знают ли они о том, какие выгоды он приносит потребителям, и о том, какую ценность он для них имеет?

Если Ваши сотрудники этого не знают то, как была установлена цена на товар? Наугад (себестоимость плюс какая то прибыль) или пониже, чем у конкурентов? При любом из этих вариантов ценообразования возникает следующий вопрос: какую долю прибыли теряет предприятие? Если цена излишне завышена, то продаж мало, и часть прибыли тоже потеряна.

Не зная свой товар и его ценность для покупателей, экономисты не смогут добиться максимальной прибыли. Увы, почти тотальное незнание своих продуктов экономистами ограничивает продажи хороших товаров и дарит конкурентам возможность втюхивать низкокачественные.

 

***

Экономисты обязаны знать рынок своего товара. Они должны отслеживать поведение своих покупателей и конкурентов. При этом необходимо выявлять цели и причины действий конкурентов. Недопустимо пренебрежительное отношение к анализу и пониманию шагов конкурентов. Если его не делать, то при грамотных действиях конкурентов у Вашего бизнеса могут возникнуть большие проблемы.

Понимание своего рынка позволит экономистам производить адекватные корректировки бизнеса, чтобы извлекать максимальную прибыль, а не такую, какая получится. И знать это должны не только маркетологи и коммерсанты, но и финансисты, и разработчики товаров.

 

***

Вы, читатель, можете возразить, заявив, что один человек не может быть высококлассным профессионалом по всем перечисленным специальностям.

Это возражение частично справедливо. Принцип разделения труда, безусловно, эффективен. Но сплошь и рядом приходится наблюдать ситуацию, красочно показанную А. Райкиным: «Один режет, другой пилит, третий коронки штампует, а за качество никто не отвечает».

Когда «специалисты» перечисленных профессий не понимают и не хотят слушать то, что говорят друг другу, надеяться на извлечение максимальной прибыли не приходится. Конечно, работники разного профиля должны быть особенно сильны в своих специальностях. Но общая фундаментальная база экономических знаний должна быть у всех экономистов. Это необходимо для того, чтобы вместо наукообразной трескотни, применяемой для камуфляжа безграмотности, они делали то, что обязаны делать.

***

Почему «экономистам» удаётся успешно «раздувать щеки» и безнаказанно наносить вред предприятиям, на которых они работают? Ответ: Потому, что огромное число владельцев предприятий и первых лиц знают ещё меньше. И им приходится надеяться, что дипломы их работникам были вручены не зря.

Но попробуйте кому-нибудь из них порекомендовать прочитать хорошую книгу по экономике, управленческому учёту, ценообразованию, рекламе, продажам, управлению, психологии и т.д.! Такая рекомендация будет воспринята как хамская выходка. Они лучше выбросят деньги, пригласив таких же безграмотных сторонних консультантов, руководствуясь тем, что «в своём отечестве пророка нет». А консультанты, которым надо сдать отчёт о проделанной работе, подстроятся под мнение того, кто им подпишет акт приёмки-сдачи.

«Пророка» нет и в чужом отечестве, причём в буквальном смысле слова. К счастью россияне уже редко смотрят на иностранцев из дальнего зарубежья, как на небожителей. Развенчанию мифов о высокой экономической грамотности иностранцев мы обязаны их же глупостям. Для этого не потребовалось никакой идеологической обработки. Примером может служить следующая история, свидетельствующая одновременно о незнании рынка, об отсутствии анализа достигнутых результатов, о незнании того, что и как надо делать и о неадекватном самомнении.

Осенью 2008 года в Россию приехала зарубежная делегация из страны, народ которой говорит на своём малоизвестном в мире языке. В её состав входили представители центрального для той страны и регионального государственных учреждений и группа владельцев предприятий. Их целью был поиск российских заказов для этих фирм.

Предприятия заплатили деньги своим учреждениям за организацию поездки и сбор целевой аудитории для презентаций. Часть денег досталась российскому партнёру, который организовал место для презентаций и должен был найти российские предприятия, заинтересованные в размещении заказов.

Сложность поиска состояла не столько в том, что россияне от благоговения перед иностранцами избавились и относятся к сотрудничеству с ними очень скептически. Как в том, что почти до момента выезда делегации в Россию её состав не был окончательно определён. Поэтому, было не известно, кого и для кого искать. Но деньги заплачены, а значит, аудиторию оговорённой численности собрать надо. И она была собрана из сотрудников принимающей российской фирмы и их знакомых, которым было не удобно отказаться. Благо надо было собрать всего двадцать человек любых специальностей. По видам деятельности и количеству предприятий, на которых должна была работать эта «целевая» аудитория, никаких требований не было.

Началась презентация. Первым выступил представитель центрального государственного учреждения. Он долго читал вслух текст «презентации» на своём языке, выведенный на большой экран, повёрнутый под углом к слушателям. «Доклад» был посвящён истории деятельности этого учреждения.

За время выхода «на лобное место» следующего докладчика аудиторию покинули несколько заманенных в неё знакомых.

Следующим выступил представитель регионального государственного учреждения. Он тоже на родном языке прочитал длинный текст с экрана, но уже об истории деятельности регионального учреждения. Когда он закончил, аудиторию покинули все знакомые сотрудников принимающей фирмы. Сбежавших можно понять. Они потратили много времени на два очень длинных и неинтересных для них доклада. Они тратили время, когда вокруг презентационной зоны «бурлила» крупная промышленная выставка. Там было, на что посмотреть и кого послушать.

Поэтому владельцы предприятий из-за цейтнота скороговоркой и с купюрами прочитали с экрана написанные на их языке большие тексты только сотрудникам принимающей фирмы. Слушатели вежливо и артистично делали вид, что им интересно, но заказывать ничего не собирались.

Иностранное учреждение и российская фирма «заработали» немножко денег, отрапортовали о проведённом мероприятии и проводят такие же «презентации» снова и снова. Причём, не ясно, догадываются ли они, что в таком виде и при такой подготовке встречи с «артистами» априори бесполезны. Предприниматели, оплачивающие этот «концерт», почему-то уверены в том, что они делают полезное для продвижения своих предприятий дело. Блажен – кто верует, тепло ему на свете.

После такой презентации иностранному учреждению было сделано предложение по обучению предпринимателей эффективному продвижению на российский рынок. Это же предложение было сделано и очередной, приехавшей впустую, группе владельцев фирм из той же страны. Реакция оскорбленных иностранцев была следующей: «Мы продаём по всему миру. Чему нас, и особенно в России, могут научить?»

Такие группы из разных, в том числе и высокоразвитых, стран приезжают в Россию постоянно. Некоторые предприниматели участвуют в таких группах регулярно. Эффект от поездок один и тот же. Они будут приезжать ещё и ещё. Грабли разложены. Милости просим. Приезжайте, пожалуйста! Россияне рады туристам, везущим деньги.

В других странах тоже любят таких же туристов из России.

 

***

В заголовке этой статьи не хватает слова «мировой». Экономическая безграмотность – зло, распространённое во всех странах. Разорение фирм, особенно крупных, не выгодно нигде. Во всём мире есть огромное количество учебных заведений, которые выдают дипломы «экономистов». А безграмотность от этого никуда не исчезает.

Но грамотные экономисты есть. Предприятия под их руководством растут и вытесняют фирмы безграмотных. Хотя, какое-то время можно жить и с экономистами-незнайками, если у конкурентов они такие же. У незнаек тоже развит инстинкт самосохранения, чтобы руководствоваться принципом хозяйственной разумности.

Для победы над конкурентами необходимо обладать экономическими знаниями. Для ликвидации собственной безграмотности надо учиться у практиков. Хорошие книги, написанные ими, есть и на русском языке, причём в достаточном количестве и по всему спектру задач, стоящих перед предприятиями.

Знания можно приобрести дёшево и быстро. Это даст возможность извлекать максимальную, а не какую-то прибыль. Расширять бизнес. Выдавливать с рынка безграмотных конкурентов. И достигать поставленные личные цели.

 

А какие экономисты работают на Вашем предприятии?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *