О бизнесе «без денег»

Вы часто слышите или читаете почти верное утверждение о том, что для создания нового бизнеса не нужен стартовый капитал. Слово «почти» применено, так как утверждающие это под словом «капитал» подразумевают собственные наличные деньги основателя бизнеса, а не то, что на самом деле является капиталом.

То, что собственные наличные деньги для создания нового бизнеса предпринимателю не нужны, это верно. Верно и то, что обычно вместе с этим советуют делать бизнес-консультанты и тренеры. Они советуют: жить по средствам, внимательно следить за издержками, получать предоплату у клиентов и т.п. Это всё подходит для малого бизнеса и для стартапа. Это полезно и для выживания уже действующих предприятий. Но советы такого рода недостаточны для создания «с нуля» относительно крупного бизнеса, для завоевания крепких рыночных позиций и значительного роста уже действующими мелкими и средними предприятиями. То есть эти советы хороши для бизнесменов, то бишь топ-менеджеров.

Для решения предпринимательских задач необходим другой подход, основанный на установлении партнёрских отношений с владельцами необходимых для бизнеса активов. Таких отношений, которые позволяют предпринимателю использовать активы партнёров, как свои.

Недавно мне довелось познакомиться с компанией, работающей на рынке лёгких металлических конструкций (ЛМК), лёгких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), евроангаров и полнокомплектных зданий. Даже весьма поверхностного взгляда на этот рынок оказалось достаточно, чтобы увидеть:

  • одного ярко выраженного маркетингового лидера;
  • значительную конкуренцию множества небольших заводов-производителей металлоконструкций (ЗМК), как правило, не имеющих инжиниринговой компетенции и, в то же время появление множества проектировщиков-продавцов без собственной производственной базы;
  • зарождение двух — трёх крупных производителей;
  • попытки входа на российский рынок нескольких мощных зарубежных игроков;
  • слабые рыночные позиции проектировщиков сооружений из ЛМК и ЛСТК.

Эти и другие, характерные для сего рынка явления, свидетельствуют о том, что каждый из его участников играет сам за себя. Как следствие, у всех игроков низкая маржа, обусловленная в основном ценовой конкуренцией и высокими трансакционными издержками, и высокие риски, вызванные зависимостью почти каждого «игрока» от конкретных лиц.

Если на этом рынке в ближайшее время не появится лидер с предпринимательским подходом, то мы станем свидетелями того, как в перспективной отрасли только из-за непонимания эффективных подходов к бизнесу начнут погибать предприятия, продукция которых востребована потребителями.

 

Что может сделать предприниматель

Прежде чем перечислить шаги, которые должен сделать предприниматель, необходимо отметить, что ему ничего не надо покупать. Владельцы необходимых ему активов останутся хозяевами того, чем обладают.

Чтобы не только предотвратить перечисленные выше негативные явления, угрожающие рынку ЛМК и ЛСТК, но и значительно повысить устойчивость и капитализацию существующих игроков, предпринимателю следует:

  • установить отношения с владельцами различных активов, обеспечивающих полную или хотя бы частичную цепочку от добычи руды до сервисного обслуживания построенных сооружений из лёгких металлических конструкций;
  • объединить владельцев этих активов в связанную долгосрочными договорами «единую корпорацию», руководимую управляющей компанией. Эта компания в миниатюре будет выполнять функции, аналогичные Госплану СССР;
  • «отменить» во взаимоотношениях между членами корпорации понятие «сделка». То есть участники цепочек, создающих добавленную стоимость, не должны расплачиваться друг с другом деньгами. Расчёты производятся по получению оплаты от конечного потребителя на клиринговых условиях, согласованных членами корпорации владельцев активов.

В результате для хотя бы такой же, как в настоящее время, деятельности всех членов корпорации потребуется значительно меньшее количество наличных денег. За счёт снижения, а порой и исключения ряда трансакционных издержек прибыльность всей цепочки значительно увеличится. Капитализация всех активов, входящих в «корпорацию», возрастёт. Совместная конкурентоспособность станет неизмеримо выше.

Для достижения решения этой задачи имеются все необходимые институты. Дополнительных инвестиций не требуется. Необходимо только понимание владельцев существующих активов собственной выгоды от «утери части самостоятельности» их предприятий. Финансовые, партнёрские и информационные технологии, которые надо применить, известны и широко используются во всех отраслях экономики.

Такой предпринимательский подход к ситуации на рынке лёгких металлических конструкций позволит реализовать лозунг, известный всем его игрокам: «Больше ЛМК в России».

 

***

В этой статье рынок ЛМК, ЛСТК и евроангаров использован в качестве примера предпринимательского подхода к решению бизнес-задач. Описанное выше применимо в любой отрасли и на любом конкретном рынке. Для реализации таких решений инвестиции в виде наличных денег обычно не нужны.

Но, конечно же, предпринимательский подход не прост. Он требует:

  • сложной разъяснительной работы с владельцами активов;
  • приведения веских доказательств того, что владельцы активов совместно получат гораздо большую выгоду, чем при игре в одиночку;
  • тщательной разработки партнёрских соглашений, чтобы риски каждого участника были минимальны;
  • скрупулёзной разработки технологии управления корпорацией и комплекса регламентов;
  • эффективного маркетинга;
  • прозрачной финансовой технологии покрытия издержек и распределения прибыли;
  • решения множества других не тривиальных задач.

Да, сложно. Но предприниматели, в отличие от бизнесменов (топ-менеджеров), получают неизмеримо большую прибыль, чем уровень инфляции, плюс несколько процентов. Игра стоит свеч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *