Привычная управленческая парадигма несостоятельна

Парадигма — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в том или ином сообществе; жёсткие рамки, модель, схема чего-либо.

Как видно из приведённого определения одновременно могут существовать и использоваться множеством парадигм, ведь для решения разных задач надо выстраивать различные схемы и модели. Так и управленческих парадигм – не одна, но их следует разделить на две группы. Первая основана на схемах, моделях, методах и инструментах, обеспечивающих достижение заданных результатов управления. Её будем называть властной. Вторая, назовём её игровой, — для создания иллюзии управления посредством выполнения некоторых ритуалов и произнесения одобренных благозвучных заклинаний.

Игровая парадигма стала привычной и поэтому воспринимается всерьёз подавляющим большинством людей, занимающих руководящие должности. Так как в эти игры вовлечены и подчинённые, то они не столько подчиняются, сколько подыгрывают начальникам, не заботясь о достижении заданного результата игры.

Различия между властной и привычной (игровой) парадигмами

Чтобы не происходило смешение понятий при использовании слова «управление» в разных парадигмах, в данной статье для властной парадигмы будем применять слово «властвование», а для игровой – «управление».

Властвование базируется на личной преданности вассалов сюзерену, который в личных интересах продвигает их, опекает, проверяет и использует их ресурсы в общих целях властной группировки. Группировки не имеют формализованных связей и отношений. Невыполнение вассалом приказа (поручения) сюзерена в лучшем для вассала случае заканчивается отлучением от группировки и концом всех надежд и возможностей реализовать самые сокровенные потребности в предъявлении своей доминантности, в частности, во властвовании над другими людьми.

Методы и инструменты властвования у всех на виду. Это – не только «государственная машина» с присущими ей инструментами насилия (полиция, другие силовые структуры, тюрьмы), а и государственные институты, системы образования и здравоохранения, законы и подзаконные акты, разного рода правила и нормы (даже здоровья), пропагандистская машина. Система властвования построена так, что подданные сами её поддерживают и даже развивают. Культура, этика, мораль, дисциплина, «хорошие манеры» (вежливость, субординация, мимика, жесты, гигиена, дрес-коды) и т.д. – всё лыко в строку.

Государственные учреждения и институты снабжены правилами, инструкциями, алгоритмами действий. То, что называют бюрократией, эффективно уже потому, что бюрократы, в отличие от управляемых, знают эти правила и алгоритмы, и им выгоднее, легче и безопаснее их выполнять, чем нести отсебятину, руководствуясь мифическим здравым смыслом. Ведь это и им позволяет удовлетворять свою природную потребность в предъявлении доминантности.

Вхождение во властную группировку предусматривает знание её неписанных правил и неукоснительное их выполнение. Дисциплина, включая отчётность о реализации поручений – святое правило. Если нет отчёта, значит, доложить не о чем, то есть поручение не выполнено, и наказание неотвратимо.

Вассал, входя во властную группировку, знает, зачем он это делает. У него есть сформулированная личная цель, подогреваемая инстинктом предъявления доминантности. Он знает, что обязан «дать клятву верности (принести присягу) присмотревшему его сюзерену, так как без этого в одиночку он никогда не достигнет цели, каким бы высоко квалифицированным профессионалом он ни был. Знает он, что путь к достижению личной цели может быть длительным по времени, что достаточно высока вероятность совершения им поступков, противоречащих господствующей в его окружении морали, а то и нарушения действующего законодательства.

Чтобы стать интересным перспективному для него сюзерену и его группировке, потенциальный вассал должен обладать нужным им ресурсом. Одним из видов таких ресурсов являются редкие (широкие и глубокие) знания и умения. Вассал не вправе требовать что-то авансом. Входной высокий оклад не предусмотрен по определению. Тем более, что, как правило, сюзерен и вассал не являются сотрудниками одного и того же предприятия/учреждения. Право быть продвинутым выше должно быть заработано и доказано, посредством решения задач, поставленных сюзереном. Причём, режим рабочего дня, как правило, такой, что о выходных и о длительных отпусках остаётся только знать, что они у кого-то бывают.

Вассал не питает иллюзий по поводу демократии и патернализма. Взаимоотношения между ним и сюзереном предусматривают повиновение. Обладание регалиями (дипломами, почётными званиями, звучными названиями должностей и т.п.) для него вторично. Ведь важна не мишура, а власть. Пользуясь ресурсами сюзерена и группировки, он может, и ему даже необходимо подобрать вассалов для себя. И это надо делать только самостоятельно, посредников здесь быть не может. Ведь связи внутри властных группировок разглашению третьим лицам не подлежат.

Игровая (привычная) парадигма

В игровой парадигме многое по-другому. Она «заточена» на поощрение потребительского поведения человеческих масс. Для людей, действующих в ней, предусмотрены «блёстки роскоши», чтобы они самоуспокаивались потреблением относительно дорогих (на их взгляды) товаров и услуг, похожих или таких же, как у власть имущих, служащие свидетельствами их показушного успеха. Эти «блёстки» бесплатно не раздают, а их хочется прямо сейчас, раньше, чем купят коллеги/соседи/другие значимые лица, которым надо «утереть нос».

Поэтому люди, большая доля которых мечтает о безусловном доходе, вынуждены трудоустраиваться. Их цель получать деньги. Не заработать за счёт высоких достижений, не создать что-то новое, не реализовать свои творческие амбиции, а выглядеть круче знакомых. И здесь, как и во властной парадигме, инстинктивная потребность доминировать, но в относительно мелкой, зачастую пошлой, и в не требующей высоких затрат энергии на труд, суете. Люди жаждут, чтобы у них всё было, и им за это ничего не было, включая отсутствия затрат собственных ресурсов (времени, эмоций, физических сил).

Поэтому не испытывающие большой страсти к властвованию и не имеющие другой чётко сформулированной личной высокой цели, к труду по найму относятся, как к неизбежной необходимости, позволяющей законно получать деньги. Из-за этого все оценки работодателей и качества трудоустройства у них обусловлены получаемой суммой.

Властвующие, зная это, чтобы упростить для себя управление подданными, за последние полвека намеренно выхолостили обучение результативному управлению. Авторы книг, описывавшие работающие методы, подвергались обструкции и оголтелой критике и иногда даже физическому уничтожению, а к их именам приклеивались уничижительные ярлыки. Например, методы, описанные Ф.У. Тейлором, обозвали тейлоризмом и умолчали, что трудовой подвиг шахтёра Стаханова был осуществлён, благодаря применению именно этих методов. Для дезавуирования управленческих методов, используемых властными группировками, раскрытых в книге Ч.Р. Миллса «Властвующая элита» была заказана и активно продвинута густо наукообразно декорированная книга Р. Даля «Кто правит», прославляющая мифическую демократию. Были созданы и распиарены многие тысячи книгообразных опусов, навязавших современный якобы управленческий язык, а глупости, исключающие достижение управленческих результатов, были возведены в ранг постулатов самого передового научного менеджмента.

Эта навязанная «игровая» парадигма достигла цели. В ней подчинённые не хотят знать правила, так как отсутствие этого знания упрощает неисполнение ими поручений. А начальники увиливают от формулировки правил, инструкций, алгоритмов выполнения работ, запуганные семантической конструкцией «забастовка по-итальянски». Да им и лень этим заниматься, ведь делая это необходимо познавать, думать, формулировать, увязывать формулировки, чтобы избежать противоречий и лазеек для исполнителей.

Навязаны ложные верования и заблуждения, скрывающие базовые знания о работающих методах и инструментах управления, без которых начальники даже подумать о них физически не в состоянии. Так люди воспитаны и задурены льстиво украшенными установками об их разумности, образованности, способностях, моральности, душевной красоте, великодушии, благородстве и прочих прекрасных качествах. Но живут и подчиняются жёстким парадигмам, жадно потребляя и смакуя информацию о кровавых событиях, катастрофах, преступлениях, извращениях и других гадостях.

Обратите внимание на ставший всемирной нормой язык, наполненный предупреждениями о том, что говорящие/пишущие высказывают гипотезы и предположения, что делятся мнениями (тем, что мнится), о чём-то якобы думают. Это – язык людей, не имеющих точных знаний о том, что говорят. Язык запуганных ответственностью за сказанные слова, боящихся произнести простую фразу: «Я не знаю».  Да, и как её произнести, если она понижает способность предъявлять доминантность.

Управленческий, экономический, финансовый языки переполнены лживыми смешениями слов. Например, прибылью называют налогооблагаемую базу, экономический спад рецессией, предполагающей скорый автоматический без трудовых усилий (по воле невидимой руки рынка) подъём, стимулирование подменило словечко мотивация. Но, даже узнав, что свеча под задом стимулирует лучше, чем мотивирует факел над головой, люди всё равно жаждут факела. А когда его поднимаешь, они лениво гримасничают, критикуя высоту подъёма, яркость горения и отсутствие харизматичности поднявшего. Не мотивирует их факел.

Целенаправленной пропагандой, включающей в определения тех или иных понятий эпитеты, несущие позитивный или негативный смысл навязаны «игры» во всё хорошее против всего плохого. Так слову автократизм придана негативная окраска, а ведь лично (авторитарно) принятое решение подразумевает и принятие личной ответственности за действия и, следовательно, заинтересованности в достижении нужного результата.

В противовес этому распиарено и снабжено позитивными эпитетами слово «демократия». Принятие решений демократическим (коллегиальным) способом позволяет обеспечить безответственность за слабость, а то и провал решения. Так называемый демократический подход льстит слабым, составляющим подавляющее большинство. Ведь и они получают незаслуженное право оказывать такое же влияние на принятие решения, как и высоко квалифицированные профессионалы. При этом слабаки автоматически преследуют собственные интересы, поэтому выбирают самого слабого (легко управляемого и/или кажущегося безобидным), и решения самые легко реализумые, если не откровенные пустышки.

То, что коллегиальная выработка решений — бегство от ответственности, проверить легко. Если вы – начальник любого уровня, то можете сами провести элементарный эксперимент: Подготовьте решение коллегиально и оформите его письменно, сделав в конце приписку: «Мы, выработавшие данное решение, в случае отрицательного результата его реализации обязуемся в недельный срок в равных долях возместить предприятию убытки и упущенную выгоду в полном объёме». И потребуйте у всех участников принятия решения подписаться под ним. Чтобы эксперимент был чистым, учтите, что любители делиться мнениями могут подмахнуть коллегиальное решение, не читая. Поэтому обязательно обратите их внимание на приписку! Уверен, что вам придётся принимать личное авторитарное решение и предпринять эффективные меры, для достижения положительного результата. Ведь под коллегиальным решением с такой припиской вряд ли кто-то подпишется. Этот эксперимент на какое-то время отобьёт охоту играть в демократическое управление.

Постоянная манипуляция понятиями является инструментом семантического управления массами людей. Она позволяет снизить качество решений и конкурентоспособность поверивших в навязанные суждения о плохом и хорошем. Ведь все хотят слыть хорошими, принимать легко реализуемые решения, не нести ответственность за свои поступки, положительный результат которых не гарантирован.

Потребительская направленность «игровой» парадигмы управления воспитала у масс людей искреннюю потребность в скатерти-самобранке, и в щуке, чтобы ею повелевать. Суррогат скатерти-самобранки услужливо предоставлен властвующими в виде кредитных карт и микрокредитования. И вот «достойные потреблять блёстки роскоши» требуют у работодателей деньги на оплату долгов, процентов, комиссий и пени по кредитам. Без этого они работать не согласны. Вам, наверняка, знакома семантическая конструкция «как платят, так и работаю». Только употребляющие её не уточняют, кому и за что работодатель якобы должен платить.

Почему привычная «игровая» управленческая парадигма стала несостоятельной

Властвующие перегнули палку. Создав «новояз», вытеснив из системы образования преподавание знаний, необходимых для результативного труда, подчинив экономику спекулятивным финансовым схемам, переименовав коррупцию в лоббирование, внедрив информационный рэкет, запугивая пытающихся мыслить и разобраться в сути происходящего, они неприемлемо уменьшили число профессионалов необходимых и для них.

Поэтому и властвующим приходится расставлять даже на высшие посты вассалов, не имеющих знаний, не способных мыслить, тупо прямолинейно выполняющих команды сюзеренов, рассевшихся на денежных потоках, проедающих уже и «нарисованные» денежные знаки. А сметливые наёмники радостно переняли их манеры, чтобы и себе приобрести «блёстки роскоши».

При этом властвующие упустили то, что мало сформулировать правила. Необходимо ещё создать условия для их выполнения. Но об этом шаге исполнители самостоятельно позаботиться не способны физически, так как их этому никто не учил. Когда уровень управленческой и экономической безграмотности достиг «критической точки», система управления и экономика пошли вразнос. Новости о масштабных последствиях совершённых управленческих и экономических глупостей стали занимать растущую долю информационного фона, посвящённого устрашению подданных.

Но, у части властвующих ещё остались знания основ управляемости людей. И, хотя они перестарались, убирая последние опоры на разум, природные (биологические) рычаги они используют активно и умело. Обратите внимание на развёрнутые за последние годы методы «биологического» управления. Пропаганда многополости, коронобесие, реанимация расовых/националистических противоречий. Это то, что применяется демонстративно. Но, не менее активно используются инстинкты людей и остальные природные качества и ограничения. Раздача незаработанных «вертолётных денег» (пособий) тоже работает на биологическом уровне. Умелая эксплуатация зоосоциальных потребностей всегда даёт властвующим и управляющим необходимые им плоды.

Мыслящая (относительно небольшая) доля подданных, возмущающаяся управлением, включающим кажущиеся идиотскими идеи, в преобладающей своей части тоже не понимает, что ужас не в том, что властвующие считают подданных неразумными, а в том, что они это точно знают и потому используют.

Для внедрения властвующими новых, управляющих, идеологий бесцеремонно без утайки применяются успешно неоднократно апробированные методы. Цензура, обструкция инакомыслящих, переписывание и/или изъятие старых книг, уничтожение памятников, архитектурных сооружений и их «декора», дорисовка «классических» и создание новых картин. Скоро может появиться и Белоснежка — феминистка в исполнении чернокожей актрисы.

Но, для властвования необходимы и другие методы и инструменты руководства людьми. Те, которые скрыли от участников «игровой» парадигмы. Ведь необходимо решать задачи не только управления народами, а и трудовыми и общественными коллективами людей и отдельными подчинёнными. Без этих методов и инструментов управления не построишь не то, что новый дивный мир, а и прибыльно работающую корпорацию. Не реализуешь и мелкий проект. Без них, когда прекратят действовать разваливающиеся финансовые механизмы, будет невозможно решать даже простые управленческие задачи.

Подвластным (управляемым) незачем знать всё, так как всегда есть если не секретная, то конфиденциальная информация. Из-за этого недостатка знаний они не понимают, что и почему думают и делают властвующие и руководящие. Поэтому, чтобы они не творили что-то на основе домыслов, с ними надо перестать играть в управление. Ими необходимо управлять. Игровая парадигма уже исчерпала себя. Её использование не позволит восстановить экономику не только на макро, а и на уровне предприятий и их подразделений.

Что зависит от подвластных/подчинённых

Экономическая модель скоро изменится. Конечно, не мгновенно, но относительно быстро и радикально. Она уже начала меняться. При этом не перестанут действовать экономические законы, и работать скрываемые управленческие методы и инструменты. Ведь они такие же объективные, как и законы физики. И люди, как были, есть, так и останутся биологическими существами, подчиняющимися нашей природной сущности.

Если вы – даже владелец предприятия, то всё равно являетесь подвластным/подчинённым. Если вы – даже участник властной группировки или «всего лишь» бригадир разнорабочих, вам необходимо знание работающих управленческих методов и инструментов, десятилетиями изгонявшихся, но так до конца и не изгнанных из «игровой» парадигмы управления.

Эти методы и инструменты, пусть коряво, половинчато, неосознанно, всё равно применялись и используются управленцами. Без них ничего бы не строилось, не перевозилось, не развивалось. Если вы вникните в суть трудовых конфликтов и массовых возмущений подчинённых теми или иными поступками власть имущих, начальников, бюрократов и даже клерков, то увидите, что их подавляющее большинство вызвано отсутствием знания и понимания реального управленческого воздействия противоречащего навязанным догмам «игровой» парадигмы управления. Этих конфликтов не было, если бы подчинённые хотя бы были ознакомлены с реальным управленческим языком, а не оперировали «новоязом». Ведь чтобы люди друг друга понимали, говорить надо на понятном им языке.

Чтобы развиваться или хотя бы остаться на плаву, а то и выжить во время смены экономической модели надо обладать необходимыми знаниями. Только лично от вас зависит, приобретёте вы их или продолжите надеяться на привычные (игровые) верования и заблуждения. Только от вас зависит движение к личной письменно сформулированной цели, достижение которой требует грамотного труда и разума, или плавание по течению вместе с массами озабоченными только зоосоциальными потребностями. Только от вас зависит это самоопределение.

Хотите получать от подчинённых нужные вам результаты их труда, управляйте ими, а не играйте в игры, навязанные слащавой манипулятивной пропагандой, которой, скорее всего, ранены и вы. Игры в управленческую демократию бесперспективны, даже если вам нравятся украшающие их льстивые эпитеты, а работа с применением оклеветанных методов обманчиво претит.

Нужные вам знания скрываемых методов и инструментов управления, подробно описанные с наглядными примерами результативного применения на практике, вы найдёте во взаимно дополняющих друг друга пяти книгах: Откровенно об управлении предприятием, Биороботизация работников, Что надо знать о деньгах с детства, Управление подчинёнными «Учебник» и  «Секреты» управления массами людей.

Ваше будущее сильнее всего зависит от ваших решений, труда и познания.

Помогите своим близким, друзьям, коллегам и контактам в социальных сетях, поделившись с ними этой статьёй! Чтобы и они приобрели знания важные для них и для их коллег. Не бойтесь и не стесняйтесь сделать это. «Кнопки», удобные для распространения статьи в соцсетях, находятся над и под ней. Заранее, спасибо!

Успехов вам в познании и в умелом управлении подвластными/подчинёнными!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *