Самая сложная проблема любого управленца. Как она решается

Хотя в заголовке есть слово «любого», здесь необходимо исключить из числа рассматриваемых управленцев руководителей самого нижнего иерархического уровня. То есть тех, в чьём подчинении нет других руководителей.

Это исключение раскрывает источники самых сложных проблем. Ими являются подчинённые руководители. И так на всех вышестоящих уровнях иерархии.

Почему проблемы, создаваемые подчинёнными управленцами, самые сложные

Особенностью руководства подчинёнными управленцами является двойственность их статуса. Они одновременно подчинённые исполнители и начальники над исполнителями, подчинёнными им. Поэтому, взаимодействуя с коллегами, вынуждены играть две противоречивые друг другу роли.

Являясь исполнителями подчиняющимися начальнику, они по естественным причинам стремятся удовлетворять собственные потребности и интересы. Поэтому автоматически, а часто и сознательно, преломляют управленческое воздействие «сверху» при передаче его подчинённым им. Вносимые ими искажения могут не только увести в сторону от поставленной им цели, а и противоречить ей.

Исполнительское поведение подчинённых управленцев характеризуется теми же методами и приёмами антиуправленческой деятельности, которые изобретательно применяют рядовые исполнители. Подробно эти методы и приёмы описаны в статье «Как загонять начальников в тупик. Способы, проверенные практикой». Причём, в силу наличия у них, пусть и ограниченных, но всё же властных прав последствия применения этих методов и приёмов оказываются более тяжёлыми. Чем выше должность подчинённого управленца, тем тяжелее могут быть последствия его исполнительского поведения.

Антиуправленческие эффекты исполнительского поведения подчинённых управленцев усугубляются недостатками в исполнении их руководящей роли. К проблемам и тяготам, создаваемым для них их подчинёнными, добавляются и ограниченность управленческих прав и квалификации. Чем выше должностной уровень управленца, тем сильнее отрицательные последствия от его недостаточной квалификации. Это объясняется не только его некачественными руководящими шагами, а и причудливыми результатами накопленных антиуправленческих воздействий всей нижестоящей начальственно-исполнительской цепочки. В хитросплетениях накопленных «причуд» без информации о каждой иерархической ступени их возникновения и трансформации разобраться невозможно.

Основные недостатки управленческой квалификации, создающие проблемы

Несмотря на переизбыток «учебных» заведений и макулатуры, в том числе электронной, якобы посвящённых передаче управленческих знаний, доля грамотных управленцев – микроскопическая. Ведь «учат» управлять никогда не управлявшие и пересказчики их измышлений, основанных на гуманитарных верованиях и заблуждениях. Высококлассные руководители редко учат своих подчинённых управленцев.

Поэтому воспринятые управленческие глупости множатся и применяются с подобающими им результатами. В частности, они выражаются в:

  • Отсутствии сопоставления управленцами природы собственного исполнительского поведения и действий своих подчинённых;
  • Предпочтении игры не в «слугу царю», а в «отца солдату». То есть приоритетное отнесение себя к подчинённому трудовому коллективу, а не к администрации предприятия;
  • (Как следствие предыдущего пункта) всемерное увиливание от возможной ответственности за совершённые управленческие действия;
  • Отсутствии применения действительно работающих управленческих методов и инструментов;
  • Самоуверенности в своих управленческих знаниях, навыках и компетентности.

Перечень можно продолжать очень долго. Вы сами, наверняка, его уже дополнили.

Вспомните, когда последний раз видели, чтобы ваш подчинённый руководитель изучал что-то, посвящённое управлению, чтобы применить это на практике, а не для получения очередной якобы квалификационной бумажки. Когда советовался или обсуждал с вами стимулы (не путайте с вознаграждениями и поощрениями), которые было бы целесообразно применить к подчинённым. Когда, получив ваше указание, тщательно записал его и проверил правильность понимания, поставленной вами задачи. Не можете вспомнить подобное? А надлежащие, а не более или менее приемлемые результаты выполнения ваших поручений помните? Скорее всего, нет, нет и нет.

Получив ненадлежащие результаты от подчинённых вам управленцев, вы должны отчитаться о чём-то приемлемом для своего руководителя. Как вы это делаете, выступая в роли исполнителя? Покрываете подчинённых или заставляете дать надлежащий результат? Если добиваетесь надлежащего результата, то за счёт чего? Что обеспечивает вам уверенность, в идентичности понимания вами и вашим руководителем надлежащего результата труда?

Прочитав приведённые выше нериторические вопросы, вы осознали наличие или отсутствие у вас управленческих инструментов, позволяющих обеспечить надлежащий результат работы, воспринимаемый таковым вашим начальником. То есть вашим главным клиентом, от удовлетворения которого зависит одобрение и оплата вашей работы.

Таким образом, вы поняли, что основными недостатками управленческой квалификации являются восприятие своего исполнительско-руководящего статуса и отсутствие применения работающих методов и инструментов управления подчинёнными.

Методы и инструменты управления в необходимом и достаточном для освоения и применения объёме описаны, а часто даже «разжёваны» в дополняющих друг друга книгах: «Откровенно об управлении предприятием», «Биороботизация работников» и «Управление подчинёнными «Учебник»».

Методы и инструменты, предотвращающие возникновение управленческих проблем

Уповая на собственный здравый смысл и на его наличие у подчинённых вам управленцев, а, тем более, у их подчинённых, вы ничего путного не добьётесь. Это верно не только потому, что у каждого человека своя уникальная база для начала здравомыслия. То, что здраво для вас, для ваших подчинённых – глупость, а то и идиотизм. Ведь и вы часто именно так воспринимаете указания от вышестоящих начальников.

Чтобы добиваться надлежащих результатов труда, не боясь нелицеприятных оценок со стороны подчинённых, надо управлять своими подчинёнными управленцами методами, не позволяющими им заниматься пресловутым здравомыслием. Методами, которые они не смогут не воспринять. Методами, работоспособность которых вы наблюдали многократно, правда, не отдавая себе отчёт в том, что они применяются у вас на глазах. Один из примеров наглядного использования всех восьми методов управления описан в статье «Самая непростительная ошибка управленцев». Прочитайте её и изучите книги, на которые приведены ссылки выше!

Применение этих методов обеспечит вам:

  • прозрачность исполнения работ подчинёнными;
  • возможность при необходимости вовремя внести важные коррективы в работу подчинённых;
  • рациональность распределения работ между подчинёнными;
  • при недостатке ресурсов грамотно доказательно обосновать вашему руководителю потребность в них, вместо утопичных попыток восполнить недостающее бессмысленным трудовым героизмом;
  • осознание исполнителями их реальной ответственности за отклонения от надлежащего выполнения трудовых обязанностей;
  • выполнение работ так, как следует, а не как кажется здравым;
  • получение надлежащих (вовремя, в нужном объёме и с требуемым качеством) результатов работ.

Управленческие инструменты, известные со времён так называемого «Древнего Рима», — стимулы, заставляющие подчинённых, с пользой и для себя же, работать в соответствии с применяемыми методами, тоже описаны в упомянутых выше книгах. Без стимулов у всех подчинённых, в том числе и у вас, нет личной потребности надлежаще трудиться для достижения не ваших целей, для решения не ваших задач.

Чтобы управлять подчинёнными, вам необходимо пользоваться стимулами. Без них вы будете обманывать себя, подчинённых и начальника, играя в управленца. Конечно, что-то приемлемое для вас получается и без точного осознания, что и почему срабатывает, но проблемы вы испытываете. Чтобы творить и созидать, чтобы достигать личные цели и решать свои задачи, от лишних проблем следует избавиться. Это – не сложно.

Вооружитесь управленческими знаниями и решайте!

Успехов вам в беспроблемном управлении подчинёнными всех нижестоящих вам уровней!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *