Самый секретный секрет айтишников

Настоящих высоко квалифицированных профессионалов мало во всех видах деятельности. Это верно и для айтишников.

С подготовкой айтишников сейчас ещё происходит то же, что и с подготовкой инженеров в 30-80-х годах ХХ века. Применяется «статистический» метод обучения весьма избыточного числа молодых людей, прельстившихся мнимой относительно высокой вероятностью всю жизнь быть высокооплачиваемым специалистом в востребованном виде деятельности. Применение этого метода обусловлено тем, что природа не пишет на лбах людей, к каким видам деятельности мы предрасположены. Поэтому приходится готовить всех желающих, надеясь, что в их число попадёт относительно большая, а в идеале необходимая, доля предрасположенных. Так же как среди обладателей дипломов с квалификацией «инженер» Инженеров было мало, так и среди айтишников профессионалами высокого уровня становятся немногие. Подавляющее большинство превращается в подсобных работников, способных решать рутинные задачи.

Для изучения самого секретного секрета айтишников рассмотрим его составные части.

Творческая работа

Чтобы предвосхитить возражения айтишников, инженеров и прочих специалистов, считающих, что они занимаются творческим трудом, необходимо сделать важную ремарку.

Ремарка

Мой первый из дипломов о якобы высшем образовании – инженерный (турбиностроение). Уже на протяжении более сорока лет я постоянно занимаюсь творческим трудом. В моём послужном списке работа научным сотрудником, зарегистрированные изобретения, в одиночку написанные прикладные программы (расчёт теплообменников с конденсацией паров воды из продуктов сгорания), разработка юридически значимых документов, выработка и реализация нетривиальных управленческих решений, руководство в течение семи лет фирмой разработчиком IT продуктов (ERP и CRM систем). Число моих отдельных изданных творческих продуктов -более полутора тысяч (от двух-четырёх строчных афоризмов в стихах до сотен статей, в том числе и опубликованных от имени двух академиков АН СССР, учебников для продавцов, в том числе и фирм торгующих оборудованием для IT-сетей, и шести книг, включая почти семисотстраничную в формате А4 «Управление подчинёнными. «Учебник»»). Общий тираж (на бумаге) моих публикаций более 1,25 млн. экземпляров.

Надеюсь, этого достаточно, чтобы убедиться, что я имею право судить о творческом труде, включая айтишников.

***

Собственно творчество длится мгновения. Даже для того чтобы что-то новое изобрести нужно не столько наитие, сколько база знаний и подробное описание решаемой задачи. Изобретение складывается само собой, когда оно тщательно подготовлено «рутинным» трудом. Оформление и реализация решения уровня изобретения – уже не творческий, а тщательный дисциплинированный труд.

Также и решение программистских задач. Тщательная письменная постановка задачи обеспечивает её быструю и относительно простую реализацию в виде программного кода. То есть все рассказы, легенды и мифы о длительном поиске творческого решения и ловле вдохновения – лживое оправдание безделья или сокрытие отвлечений от работы.

При этом необходимо признать, что подготовка задачи к рождению решения требует внимательности и самого энергозатратного вида деятельности – мышления. Но, если за рабочий день и набегает пара часов такой работы, то это не вызывает переутомления у решающего задачи.

Поэтому первая часть самого секретного секрета айтишников заключается в раздувании щёк творцов и решателей нового с целью набить себе цену.

Производительность труда

Прочитав предыдущий параграф статьи, вы, наверняка, догадались, почему значительная доля программистов предпочитает работать удалённо, с возмущением относится к требованиям соблюдать трудовую дисциплину, как личное оскорбление воспринимают контроль их работы со стороны работодателя. Ведь это — посягательства на их творческую свободу, силы и время, которые они не додают работодателю. Последнее аналогично поведению жуликоватого торгаша на базаре, норовящего обвесить невнимательного покупателя. То есть недодают ожидаемую от них производительность труда, сокращая время, затрачиваемое на работу.

Уверен, вы бесчисленное множество раз слышали фразу: «Зачем восемь часов протирать штаны в офисе, если работу можно выполнить за два часа». Она о том, что написано в предыдущем абзаце. К ней ещё добавляют довески о режиме и месте работы.

Конечно, так ведут себя не все, а только подавляющее большинство. Благодаря статистическому методу подготовки айтишников, попадаются и одарённые природой, кайфующие от решения айтишных задач. Но, и они – небезгрешны, так как творят, что хотят, не обращая внимания на товарные свойства своих продуктов. Поэтому они, исходя из любви к «искусству»,  могут «навернуть» изыски, невостребованные потребителями, потратив на них уйму времени и сил. Они не заботятся и об удовлетворении потребностей работодателей, радеющих о потребительских свойствах товаров, создаваемых предприятием.

Из-за этого значительно возрастает трудоёмкость тестирования и отладки продуктов, раздуваются сроки разработки и, следовательно, общая производительность труда оказывается отвратительно низкой.

Гении от природы во всех видах деятельности (не только айтишники), витающие в облаках «творчества», управляются особым образом. Подробно об этом в уже упомянутом выше «Учебнике».

Управляемость айтишников

Айтишники, особенно те, кому в 2022 году меньше 40-45 лет, как и остальные их сверстники, получили либеральное воспитание в сфере деловых отношений. Это касается потребительского поведения, отсутствия или набора ложных экономических знаний, даже если они посещали вузы, называющиеся экономическими, и накопленных ложных верований и заблуждений о взаимодействии начальников и подчинённых.

Поэтому такие деловые качества, каковыми являются обязательность, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, самоотверженность, организованность, уважение к Труду коллег и других людей у них, как правило, не развиты, а часто отсутствуют. Зато, как и все, постоянно подвергаясь воздействию впихнутой в рамки закона, но не шибко добросовестной рекламы, они невольно воспринимают применяемые в ней приёмы. Это проявляется в подаче ими себя и рекламировании своей квалификации.

К прискорбию, перевоспитать взрослых людей невозможно. Но, к счастью, постигшее наших современников воспитание не изменило природную человеческую сущность. Никуда не делись врождённые природные потребности, удовлетворять которые необходимо каждому человеку. Это обеспечивает управляемость людей, даже причисляющих свои профессии к творческим. Среди них айтишники, инженеры, маркетологи, начальники всех уровней и остальные.

При применении работающих управленческих методов и инструментов легко обеспечить ежедневный высокопроизводительный труд айтишников. Их несложно, в том числе меркантильно, заинтересовать создавать хорошие надёжные удобные в пользовании продукты в оговорённый срок. Эти же инструменты гарантируют необходимую документированность выполненных ими работ, чтобы, если потребуется, легко и быстро включать в проекты новичков. При этом исключается зависимость от благосклонности и великодушия предшествовавших участников. Исключаются и риски «мстительных закладок», способных не только обнулить все оплаченные результаты труда обидевшегося, а и нагадить сверх того. Ведь и у айтишников есть инстинкт самосохранения, а не только предъявления доминантности.

Исчезают нытьё и выпендрёж. Остаётся только качественная каждодневная производительная работа. Это раза в 2-3 снижает необходимую численность исполнителей, а имеющихся заставляет зубами держаться за рабочие места, так как там, где эти управленческие методы и инструменты не применяются, они уже никогда не смогут работать в условиях управленческой «либеральной вольницы».

Как это достигается при управлении «творческими» работниками подробно описано на примере айтишников в уже упомянутом «Учебнике». Может быть, вы уже догадались, что там описан мой личный управленческий опыт и мои наблюдения реакции и трудовой отдачи на управленческие воздействия многих десятков айтишников разных специализаций и квалификации.

Как «сшивается» взаимодействие специалистов, выполняющих смежные работы, с обеспечением взаимного контроля полноты и качества, передаваемых друг другу промежуточных результатов труда, описано в книге «Откровенно об управлении предприятием».

Эти методы и инструменты универсальны. Я столь же успешно применял их и к продавцам разного рода товаров, в том числе программных продуктов, изделий для айтишников и потребительских товаров. Продавцы ведь тоже должны творчески подходить к своей работе.

В книге «Биороботизация работников» приведён полномасштабный пример управленческого нормативно-учебного-инструктирущего инструмента. Этот пример для продавцов на рынке бизнес для бизнеса (В2В), но вы можете легко его адаптировать и для айтишников и для сотрудников любых специальностей

 Подбор айтишников и всех остальных

В книге «Управление подчинёнными. «Учебник»» одна из частей полностью посвящена быстрому и качественному поиску и вводу в эксплуатацию необходимых специалистов. Для этого не нужны ритуальные танцы, навязываемые и исполняемые посредниками (рекрутёрами и человеческими ресурсами (эйчарами)).

В частности, учитывая нередко непомерные меркантильные запросы айтишников, можно не бояться переплатить, публикуя (обещая) в объявлениях о вакансиях уровень окладов. Это обеспечивается тем, что при управлении, описанном в упомянутых книгах, вы гарантировано обеспечите производительный труд работников, достойный обещанной оплаты. Нанимая сотрудников, вы не будете обманывать себя надеждой, что они выполнят обещания данные ими, чтобы занять рабочее место, за посещение которого будут давать деньги. Вы добьётесь надлежащего выполнения обязательств, полученных от соискателей вакансий.

Разгадка секрета

Из прочитанного выше вы, наверняка, поняли, что самый секретный секрет айтишников, да и всех остальных работников, заключается в том, что они, пусть и неосознанно, пользуются недостатками управления ими. Недостатками, позволяющими:

  • выполнять трудовые обязанности не в надлежащем объёме, а в достаточном, чтобы их не вышвырнули;
  • увиливать от ответственности не просто за ненадлежащий труд, а и за действия наносящие работодателю ущерб;
  • вымогать деньги и/или другие ресурсы на удовлетворение своих потребительских и природных потребностей;
  • совершать много разных деяний, усложняющих трудовую жизнь начальников.

Чтобы управлять подчинёнными, достигая необходимых вам результатов, причём, не только не ущемляя добросовестные потребности управляемых, а и помогая им их реализовать в награду за надлежащий труд, вам необходимо использовать управленческие методы и инструменты, описанные в упомянутых выше книгах.

Эти методы и инструменты вы не найдёте в изданиях теоретиков менеджмента, написанных в рамках либеральной парадигмы. Вам придётся бороться с плодами этих теорий. К прискорбию, они хорошо впрессованы в те места, где должны были быть мозги. И для многих специальностей, в том числе и айтишных, бывает страшно от понимания того, что могут натворить такие работники. По сравнению с ними обезьяна с гранатой несёт пренебрежимо малый риск.

Защитите себя и своё предприятие от этих управленческих проблем и рисков!

Помогите своим близким, друзьям, коллегам и контактам в социальных сетях, поделившись с ними этой статьёй! Чтобы и они приобрели знания важные для них и для их коллег. Не бойтесь и не стесняйтесь сделать это. «Кнопки», удобные для распространения статьи в соцсетях, находятся над и под ней. Заранее, спасибо!

Успехов вам в познании и в умелом управлении айтишниками и другими специалистами!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *