Три взгляда на карьерные войны

Вам, наверно, приходилось наблюдать или принимать участие в карьерных войнах. Эта статья посвящена борьбе за должности в частных предприятиях.

Разными людьми война за должность воспринимается различно. Если Вы – владелец предприятия, то на борьбу работников смотрите «сверху». Если участник боёв, то смотрите «снизу». Есть еще и «взгляд со стороны». Как же воспринимаются карьерные войны с этих позиций и полезны ли они предприятиям?

 

Взгляд снизу

В общем случае желание сделать карьеру – похвально. Оно свидетельствует о целеустремлённости человека, о понимании им того, что для достижения желаемого поста надо действовать.

Карьерный боец обладает высокой самооценкой. Он обычно искренне считает себя лучше и грамотнее тех, кто им руководит. Он уверен, что справится с обязанностями руководителя лучше, чем другие. Порой это так и есть. И ему приходится постоянно доказывать хотя бы на словах своё превосходство.

Карьерный боец – не одинок. Его окружают конкуренты. Борьба с ними всегда имеет цель – разгромить соперника. В карьерных битвах, как на настоящей войне, о гуманистических ценностях вспоминают крайне редко. Зачем это нужно борцам за должности? Неужели они так хотят получить вожделенные полномочия, чтобы руководить грамотно, эффективно, на благо человечества? Конечно, нет.

Тщеславие, деньги, власть – тройка, несущая карьеристов к вершинам. Она настолько мощная, что все унижения, вся грязь, ложащаяся на совесть, вся горечь поражений на промежуточных этапах, всё кажется мелкими неизбежными издержками на единственно правильном пути.

Поэтому взгляд снизу – это взгляд желающего получить компенсацию за тяготы и лишения, которые пришлось претерпеть по пути наверх. А чтобы успокоить совесть, победитель в карьерной войне уверяет себя, что он получил заслуженную награду за достижения, благодеяния и трудовые победы.

 

Взгляд сверху

Владельцу бизнеса для достижения своих целей нужны амбициозные самомотивированные эффективные управленцы. Ему необходимы руководители предприятия и подразделений, способные решить поставленные перед ними задачи. Владелец предприятия понимает: только люди, жаждущие карьерного роста, могут организовать работу подчинённых. Поэтому он заинтересован в них.

Зная мотивы карьеристов, владелец должен регулировать карьерные войны, чтобы вошедшие в раж бойцы работали на него, а не только на достижение своих целей.

Владельцу не стоит надеяться на то, что победитель в карьерной войне наберёт недостающие ему знания и навыки. Он не будет этого делать. Он и так считает себя грамотным и самым достойным. Победитель будет озабочен только укреплением своей позиции на новой должности.

Уверенность владельца, что он в любой момент может снять с должности любого не справившегося карьериста, не должна успокаивать. Удачливый карьерист может успеть вытеснить с предприятия всех достойных соперников. Владельцу останется выбор между плохим и очень плохим или кем-то со стороны. Поиск управленца на стороне всегда сопряжён с большим риском. Никакие старые заслуги и достижения не гарантируют заслуг и достижений на новом месте.

Поэтому взгляд на карьерную войну сверху должен быть очень внимательным, заинтересованным и вдумчивым, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться.

 

Взгляд со стороны

Наблюдая за карьерной войной со стороны, видишь её природную ущербность. Ведь добиться главенствующей роли на частном предприятии можно и без участия в борьбе за власть. Если карьерист так хочет возглавить предприятие, ему достаточно учредить свою фирму, назначить себя генеральным директором, набрать персонал и вволю им командовать.

Но карьеристы этого не делают. Они боятся рискнуть своими даже очень небольшими деньгами. Они боятся, что их предприятия разорятся, и они потеряют лицо. И при этом они уверены, что смогут очень успешно рулить чужими деньгами и руководить чужими предприятиями.

Карьеристы ведут себя так потому, что максимальный риск, на который они согласны, это – риск увольнения. Зная об этом риске, они успокаивают себя мыслью, что продержавшись наверху хотя бы какой-то заметный срок, успеют подготовить «запасной аэродром». Они думают, что им будет легче добиться руководящей должности на другом предприятии, ведь у них есть опыт руководства. Они нередко надеются, что для такого случая успеют создать свой «золотой парашют».

Пробиваясь наверх, карьеристы нетерпеливы. Решив одну — две задачи в интересах предприятия, они представляют себя героями, достойными самых высоких наград. И если владелец фирмы или их начальники оценили подвиги не очень высоко, то большинство карьеристов ищет новое поле битвы.

Карьеристы рвутся к своим целям на чужих предприятиях. Они не боятся в пылу борьбы разрушить то, что создавалось до них годами. А что при этом делают владельцы? Их беспечность часто поражает. Вместо тщательной селекции руководителей и выстраивания системы управления ими владельцы часто уповают на естественный отбор. Они думают, что выживет сильнейший. Они, как на страховку, рассчитывают на давно растративших свой пыл старожилов, приспособившихся и окопавшихся, переставших воевать за более тёплое место под солнцем.

 

***

Карьерные войны опасны для предприятий. Их результатами могут стать катастрофическая разруха или застой и загнивание. Да, можно найти примеры того, как победитель в карьерной войне начинал новую эру бурного развития бизнеса. Но такие примеры – лишь исключения.

В то же время карьерные войны, умело управляемые владельцами, полезны для предприятий. Они создают основу для динамичного развития не только участвующих в них бойцов, но и предприятия.

Господа владельцы, не ленитесь управлять карьерными войнами! Не пускайте их на самотёк! Вмешательство необходимо для каждого карьерного боя. Победитель должен понимать, что он выиграл благодаря владельцу. Такая победа будет требовать новых подтверждений его достоинств. Тогда и он будет заинтересован в сохранении на предприятии других сильных бойцов, хотя они и жаждут скинуть его с вершины.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *