Управление подчинёнными. Невидимое очевидное

Есть много фактов, очевидных для вас, но не являющихся таковыми ни для кого другого. Верно и наоборот – есть бесчисленные факты очевидные для других, но не для вас.

Очевидная (видимая очами) иллюстрация

В Санкт-Петербурге есть Зимний дворец. Это один из самых больших уцелевших дворцов в мире. В нём огромные высокие залы с многочисленными соразмерными им огромными окнами. В них, висят большие люстры, когда-то, как свидетельствует историческая литература, снаряжавшиеся сотнями свечей. Причём есть залы для балов, в которых таких люстр несколько. Вы, наверно, видели картины с изображениями дам в бальных платьях с открытыми плечами и декольте. (Тут, почему-то, вспомнилась строчка из стихотворения Б. Пастернака: «И воск слезой из ночника на платье капал»),

Открытые платья – очевидны, дворец же – зимний. В нём должно быть тепло. Ведь в нём, как свидетельствуют историки, было аж 18 каминов. Вы когда-нибудь пробовали отопить камином помещение, например, площадью 30 м2 с привычными для нас окнами? Получалось? Или камин забирал тёплый воздух из помещения, чтобы дрова могли гореть? А как 18 каминов справлялись с обогревом сотен помещений на нескольких этажах? О паровом отоплении в XVIII веке историки не сообщают. И электрического, как утверждают историки, тоже не было, не зря же пользовались свечами. Если вам любопытно, посмотрите на фотографии крыши дворца. Дымовых труб на ней мало, как и каминов внутри. Для сравнения посмотрите на крышу, стоящего совсем рядом Михайловского замка, построенного (или перестроенного?) позднее при Павле I. У замка крыша похожа на ёжика, вместо иголок ощетинившегося многочисленными дымовыми трубами.

А был ли Зимний дворец зимним? Что такое спроектировал Растрелли? Растрелли ли? В XVIII веке ли? А может быть, здание построено гораздо раньше при другом, не знавшем морозов климате? Неужели Растрелли не знал, что в Санкт-Петербурге бывают наводнения, и «по ошибке» предусмотрел глубокие (многоэтажные) подвалы?

***

К чему это я? А к тому, что только мизерная часть из многих миллионов людей, посетивших Зимний дворец (Эрмитаж), задали себе эти и/или подобные им вопросы. Миллионы просто удовлетворились названием «Зимний», автоматически предполагая, предусмотрительность архитекторов и строителей, позаботившихся об отоплении. Но при строительстве этого дворца об отоплении со сжиганием топлива не задумывался никто. Ни к чему это было.

Люди способны что-то увидеть, только зная о том, на что надо смотреть. Но, чтобы очевидное стало видимым, можно не знающего ткнуть носом в то, что ему надо увидеть. Вот и ткнёмся носом, куда следует, чтобы увидеть методы реального управления подчинёнными.

Базовые принципы реального управления подчинёнными

Чтобы ответить на вопрос: «Как управлять подчинёнными?», необходимо знать, зачем люди трудоустраиваются. Мотивов для трудоустройства всего два:

  1. Получение денег (универсального инструмента для удовлетворения большинства личных потребностей и интересов).
  2. Предъявление собственной доминантности коллегам и другим, значимых для трудоустраивающегося, людям.

Оба мотива есть всегда. Они у каждого индивида варьируются в зависимости от интенсивности личных природных потребностей и воспринятых в ходе воспитания социальных инстинктов. Поэтому части нужны в первую очередь деньги, части свидетельства, что доминантность проявлена, третьей группе нужно и то и другое в относительно умеренных объёмах.

Не верите? Подробности в статье «Бизнес на природных потребностях людей».

Цели предприятия, начальников, подчинённых

Никто из нанимающихся на работу никогда не задумывается о личных непроизводственных целях незнакомых ему потенциального непосредственного начальника, вышестоящих руководителей и владельца предприятия. Это – естественно, ведь никто не оглашает свои истинные цели и интересы для сведения неограниченного круга лиц. Поэтому никто не заморачивается анализом соответствия своих чаяний с желаниями неизвестных им потенциальных коллег. Никто даже не рассуждает, что как только трудоустроится, узнает цели, вовлечётся и будет их достигать, проявляя энтузиазм.

Так ведь, читатель? Если вы – наёмный управленец, то тоже не тратили время и энергию на подобные размышления, когда трудоустраивались. Почему вы надеетесь на иное поведение своих подчинённых?

Вас устраивают цели, поставленные вашим начальником? Он исповедовался перед вами в своих истинных мотивах и побуждениях? Нет? А вы хотите исповедоваться перед подчинёнными? Тоже нет? О какой самоотверженности подчинённых в достижении поставленных перед ними целей можно говорить? Хотя, в ряде случаев цели, поставленные начальниками, могут быть близки подчинённым. Это имеет место тогда, когда их достижение способствует реализации потребности подчинённого предъявить собственную доминантность. В частности, иметь право заявить о себе: «Я участвовал в таком-то звучном деле».

Для наглядности приведу негуманный пример. Какого рода трудовой энтузиазм следует ожидать от работника, участвующего в производстве наступательного оружия, изготавливаемого для продажи в другую страну? Какую высокую цель в таком случае он должен разделять?

Представьте себе целеустремлённого клиентоориентированного подчинённого вовлечённого в дружную командную работу, удовлетворённого пронизанной гуманизмом корпоративной культурой, гордящегося брендом своего работодателя, тщательно придерживающегося принципов бережливого производства, скольких-то сигм, Agile и прочих модных управленческих технологий, участвующего в производстве высокотехнологичного наступательного оружия. Подчинённого, знающего, что результат его труда будет продан другой стране и может быть использован для убийства мирных граждан третьей страны, подвергшейся агрессии. Представили?

Отличается ли управление инженерами-механиками, программистами, бухгалтерами и прочими работниками таких предприятий от управления подобными специалистами, например, на предприятиях, создающих оборудование для здравоохранения?

Какое отношение к реальному управлению подчинёнными имеет якобы гуманистическая болтовня? Болтовня, годная исключительно для внушения подчинённым неадекватных их труду потребительских запросов и для развала управления ими. Подробнее в статье «Мистификация менеджмента».

Трудовой коллектив vs семья

Счастье — это когда с работы хочется бежать домой. А из дома на работу. Причем

счастье тем больше, чем дальше одно от другого. И наступает оно пока ты в пути.
С.Альтов

Конечно, эпиграф к этому параграфу – шуточный, но он точно иллюстрирует способность людей устанавливать комфортные взаимоотношения друг с другом. Ведь какой бы благородный, альтруистический поступок, даже с самопожертвованием не совершил бы человек, он делает его для себя, подчиняясь природному инстинкту доминантности и сформированным при его воспитании социальным инстинктам. Иначе таких поступков не было бы. Инстинкт самосохранения не позволил бы их совершать. Если вы совершаете благородные поступки, то признайтесь себе честно, для кого вы это делаете! Да-да, для себя, чтобы было комфортнее смотреть в глаза тому, кого вы видите в зеркале. В результате благородных поступков даже самые близкие люди – бенефициары всего лишь второй очереди.

***

В странах, культуры которых допускают относительную простоту разводов, их доля превышает 50-60%. А если ещё добавить тех, кто не вступал в брак и тех, кто не развёлся, но их семейные отношения – лишь номинальные, то доля не испытывающих удовлетворения в браке, скорее всего, превысит 90%.

Супружеские пары не предполагают взаимоотношений начальника и подчинённого, но и в них обычно есть ведущие и ведомые. Семейные отношения основаны на не формализованном сотрудничестве. Даже при наличии брачного контракта формализовано не всё. Возможны безнаказанные отказы в выполнении просьб, в отличие от наказуемости отказа в исполнении приказа начальника подчинённому.

Равноправие членов семьи, установленное законодательством, определяет возможности самоуправления каждого и продвижения своих воззрений, мнений, желаний, решений в качестве главенствующих в семейном коллективе.

Эти три обстоятельства (редкость удовлетворения браком, отсутствие формализации взаимоотношений и возможность условной узурпации власти) побуждают людей пытаться перенести представления о желаемых семейных отношениях в рабочую среду.

Вы, наверняка, часто слышите и читаете пожелания людей о семейной атмосфере в трудовом коллективе, о потребности высказывать и навязывать начальникам свои мнения в связи с решением рабочих задач. Отметим, что мнение – не знание, а сиюминутный домысел. Подчинённым инстинктивно, то есть естественно, хочется равноправия с начальником, чтобы удовлетворить природную потребность в доминантности. Они хотят и восполнения того, что не смогли обеспечить себе дома.

Такие настроения людей подогреваются современными теоретиками менеджмента, придумывающими сказки о том, как хотелось бы, чтобы «управляли» ими. Но, обратите внимание, никто не пытается распространить подобные выдумки на управление подчинёнными в силовых ведомствах. Эти ведомства берегут от развала управления.

Подмена слов и понятий

Во многих моих статьях раскрываются факты подмены смысла, применением слов, освобождающих от ответственности или извращающих содержание. Здесь напомню только самые популярные подмены.

Мотивация и стимулирование переплетены до смешения, хотя первозданный смысл слова «стимулирование» – уколы заострённой палкой.

То, что мнение – не синоним знания уже отмечено, выше. Но обратите внимание, как часто мнения выдают за знания. Это удобно. Признать ошибочность мнения легче, чем отсутствие знания. Ляпнув мнение, легко отбрехаться, сказав, что ничего не заявлял, а лишь предположил. Та же подоплёка у частого применения словосочетаний «я думаю», «мне кажется» и им подобных.

Популярно и противопоставление слов «работник» и «сотрудник». Якобы «работник» — производное от слова «раб». А ведь в России рабства не было. Чего только люди не приспособят в своё оправдание, чтобы сэкономить энергию, не работая. Чтобы попытаться проявить доминантность, сотрудничая, а не подчиняясь. Поэтому в последнее время я чаще применяю слово «подчинённые», объединяющее смыслы слов «работник» и «сотрудник» по отношению к управляемым начальником.

Для эффективного управления не пренебрегайте смыслом употребляемых и слышимых/читаемых вами слов. Точное понимание и применение слов – важный управленческий навык. Не зря же высокопоставленные политики, даже обладающие прекрасно подвешенным языком, официальные заявления читают по бумажке, заранее подготовленной и с выверенным смыслом.

Что ещё очевидное вам необходимо увидеть

У М.Булгакова в «Собачьем сердце» есть монолог Ф.Ф.Преображенского, две фразы из которого очень популярны. Эти фразы: «… не читайте до обеда советских газет» и «Разруха в головах…» Монолог — короткий, но… Между этими фразами есть и другие, противоречащие официальной истории. Это противоречие почти никто не замечает, так как не задумываются о том, что книга написана в начале 1925 года.

Здесь интригу не раскрою, но дам подсказку. Так как данная статья начата с примера об отоплении, то для «преемственности» темы эти не замечаемые фразы связаны с отоплением и электроснабжением. Не поленитесь взглянуть на невидимое очевидное!

Чтобы преодолеть «разруху в головах», вызывающую проблемы в управлении подчинёнными, надо вынырнуть из болота навязанных вам заблуждений и благоглупостей. Необходимо увидеть, осознать и применять действительно работающие методы управления. Благо их всего восемь. Для этого не надо читать сказки и пытаться применить чужие выдумки и «лучшие практики».

Для упрощения решения ваших управленческих задач «ткну вас носом» в источники, содержащие описания основ, принципов, инструментов реального управления и примеров их применения. К этим источникам относятся:

Пособия:

  1. Объявление о вакансии. Как привлечь необходимых соискателей, предотвращая отклик неподходящих.
  2. Методы реального управления работниками. Почему, как и чем управлять
  3. Технология бесконфликтного предотвращения возникновения и взыскания просроченной дебиторской задолженности

Книги:

  1. Откровенно об управлении предприятием
  2. Биороботизация работников
  3. Что надо знать о деньгах с детства.

Инструменты под этой ссылкой. Там их, проверенных практикой, собраны десятки.

Более 150 статей, достаточно подробно раскрывающих важнейшие темы управленческой работы. По заголовкам разберётесь.

Успехов вам в управлении подчинёнными и в замечании очевидного!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *