Где у Прометея печень?

Прочитав заголовок этой статьи, вы обратили внимание, что на сопровождающей её картине П.П, Рубенса «Прометей прикованный» орёл клюёт где-то не там. Конечно, анатомическая точность для произведений искусства во многих случаях может быть необязательной. Вот и другие знаменитые художники, например, Тициан и де Рибера (фотографии их картин вы видите ниже), и не только они, посчитали, что расположение печени у титана блуждающее и не совпадает с человеческим. Хотя многие их коллеги, всё же, решили, что титаны и внутри человекоподобны.

Часто говорят: «художник так видит». Мол, не стоит придираться и требовать документальной точности. Это изредка верно. Но, обычно, подобные поблажки художникам предоставляют те, кто не знает подоплёки увиденного на картине.

Например, напомню слова из библейской книги «Откровение Иоанна богослова» глава 14 стих 10: «Тот будет пить вино ярости божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред агнцем». А теперь взглянем на картину:

Как художник увидел святых ангелов и агнца? «Ангелы» изображены с крыльями, но без перьев, как у птеродактиля и, заодно, с рогами и вилами. Увы, но лишь исчезающе малая доля увидевших эту картину прочитали первоисточник и, тем более, обратили внимание на содержание процитированной фразы. Остальные не задумаются, что картина извращает смысл того, что якобы иллюстрирует.

Но, эта статья – не искусствоведческая. Она посвящена вскрытию нескольких фактов конструирования массовых мнений. Напомню, слова «мнение» (то, что мнится) и «знание» — не синонимы. Пропаганда, отличающаяся от просветительского информирования (обучения) нацелена на производство согласия масс с тем, что выгодно пропагандистам, хотя и не существует в реальности.

Поэтому процесс, когда вы смотрите на что-то, слушаете или читаете, как правило, является не познанием, а приобретением навязываемых вам заблуждений и верований. Ведь в чертей с рогами и вилами поверить проще, чем представить святых ангелов с белоснежными крылышками, следящих за приведением в исполнение наказания грешникам.

Образ раба

Раз уж так получилось, что приведённые выше иллюстрации связаны с мифологическими сюжетами, то и с образом раба разберёмся, применив в качестве источника Библию. В ней слово «раб» применяется тысячи раз. Но, оно не означает имущественной принадлежности раба хозяину. В подавляющем числе случаев это слово использовано в качестве формы учтивого обращения к богу, к ангелу или к человеку, занимающему более высокое социальное положение. Даже обращения детей к отцу и жён к мужу, как правило, звучат: «Я раб/раба твой(я)».

Показательными для смысла слова «раб» являются стихи 47, 48 и 50 в Ветхозаветной книге «Левит» глава 25: «47. Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, и брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя или кому-нибудь из племени пришельца, 48. то после продажи можно выкупить его. Кто-нибудь из братьев должен выкупить его». Далее: «50. И он должен рассчитаться с купившим его, начиная от того года, когда он продал себя, до года юбилейного. И серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет, как временный наёмник он должен быть у него».

То есть речь идёт не о продаже себя кому-то в собственность, а о трудоустройстве на срок и об условиях досрочного расторжения срочного трудового договора по инициативе работника.

Слово «раб» в Библии – аналогично наёмному работнику, а не живому имуществу. Вместо привычного нам слова «работник» применяется слово «наёмник». Яркой иллюстрацией тому являются слова, приписываемые в Библии Иисусу в стихах 11-13 гл.10 «Евангелия от Иоанна»: «11. Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12. а наёмник – не пастырь, которому овцы не свои. Видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит. И волк расхищает овец и разгоняет их».

Привычное негативное отношение к слову «раб» выработалось у людей в результате чтения художественных и исторических сказок. Например, после прочтения заказного произведения Р.Джованьоли «Спартак» и россказней о рабстве в США. Кстати, эти произведения спровоцировали нелегальное применение рабства в наше «просвещённое» время.

Этот краткий анализ приведён для того, чтобы наёмники, позволяющие себе ныть об отношении к ним, как к рабам, исполняли трудовые обязанности, как «пастырь добрый». Ведь не коммунисты придумали крылатую фразу «кто не работает, тот не ест». Она принадлежит «апостолу» Павлу в его «Послании Фессалоникийцам» гл. 3 стих 10 «Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сиё: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Чтобы не перегружать статью цитатами, рекомендую вам прочитать наставления «апостола» Павла «рабам» о том, как следует работать, приведённые в его посланиях:  римлянам, эфесянам,  колоссянам, фессалоникийцам. Эти наставления удивят вас, так как противоречат модным в последние десятилетия управленческим глупостям, придуманным и навязчиво распространяемым теоретиками менеджмента. Причём, эти выдумки превратились в якобы научные догмы, опровержение или хотя бы критика которых может стоить «профессорам» лишения мест работы, как самой мягкой меры наказания.

Чтобы освободиться от навязанных вам заблуждений и верований, связанных со взаимодействием пары начальник/подчинённый, изучайте и применяйте рекомендации, изложенные в книгах:

Фабрики грёз и мнений

В начале апреля 2021 года один из популярных, так называемых лидеров мнений, профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) ответил интервьюерам на вопрос о его преподавательской деятельности: «Пытаемся делать вид, что готовим профессионалов». Этот ответ прозвучал обыденно и не вызвал у интервьюеров потребности в уточнениях.

Причиной тому является автоматическое скатывание даже зрелых, мыслящих, начитанных людей в узкие колеи накопленных ими наборов знаний, верований и заблуждений. Причём, чем глубже навязанные верования, чем большим числом украшений (подробностей) они снабжены, тем сложнее выбраться из колеи, чтобы заставить самих себя, начать задавать проверочные и уточняющие вопросы. Эта сложность усугубляется физиологическими причинами, выраженными в энергосберегающем поведении мозга, препятствующего затратам энергии на мышление.

Поэтому слушая или читая даже мыслящих людей (не только пропагандистов и представителей древнейшей профессии) никогда не расслабляйтесь. Ведь и им свойственны кажущиеся логическими представления, основанные на их верованиях в истинность навязанной им лжи. К сожалению, крайне редко кто-то задумывается, правильны ли их верования. Это приводит к тому, что даже гладко уверенно подаваемые, кажущиеся логичными и доказанными, мысли таких людей могут быть развалены всего одним уточняющим вопросом: «Что должно быть правдой, чтобы сказанное/написанное было верным?» Чем большим объёмом знаний вы обладаете, тем проще подмечать верования и заблуждения, лежащие в основе мнений, высказываемых другими людьми. Тем меньше ваш риск приобрести новые заблуждения, понадеявшись на авторитет мыслителей.

А уж пропагандистам и журналистам по штату положено пудрить мозги слушателям и читателям, подкидывая сфабрикованные картинки, факты, мнения, обеспечивающие безвылазное нахождение потребителей их продукции в интеллектуальных «пещерах». Для пропагандистов нет ничего святого. Например, фразу из Библии (Евангелие от Матфея гл.19 стих 24): «И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие божие», в слегка отредактированном виде часто приводят, как пословицу, приписываемую разным народам, не являющимся христианами.

Кстати, в частности, о том, как посредством «народной мудрости» людям навязывают неадекватное отношение к деньгам, вы можете прочитать в книге «Что надо знать о деньгах с детства».

Управляемые массы людей постоянно переводят из одной лживой ситуации в другую, и, не прерываясь, в следующие. Этот приём управления старый, проверенный вековой практикой. Так, предисловие изданной в Санкт-Петербурге в 1868 году книги А.Гейрота «Описание Петергофа 1501-1868» (в заголовке нет опечатки!), посвящено разоблачению сфабрикованного во Франции в 1855 году с целью дискредитации России «завещания Петра первого». Предисловие заканчивается фразой, относящейся к «завещанию», приписанной автором князю П.М. Волконскому (умершему в 1852 году): «… впрочем, нет такой нелепости, которой бы легковерные люди не поверили». Наверняка, вы обратили внимание на неувязки в годах.

Не зря говорят – дьявол кроется в деталях.

Фабрики грёз и мнений работают непрерывно и изобретательно. Жить в грёзах, опираясь на навязанные мнения, заблуждения и верования, дорого и опасно. Врать себе, особенно оправдываясь ссылками на развивающийся кризис и отсутствие возможности что-то предпринимать для себя, — глупо.

Многое, как, например, ошибки художников в расположении клюва орла не там, где расположена печень Прометея, лежит на поверхности. Чтобы увидеть/понять умалчиваемое, надо смотреть и мыслить, набрав достаточную для этого базу знаний. Часть, необходимого вам для этого, есть в книгах и пособиях (по заголовкам и аннотациям разберётесь). Изучите их и пользуйтесь! Для себя.

Успехов вам в реальной осознанной жизни без парализующих вас грёз!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.