Интеллектуалы, но идиоты

Аббревиатуру ИНИ от словосочетания «интеллектуалы, но идиоты» ввёл Нассим Талеб в книге «Рискуя собственной шкурой». Это – очень точное определение для людей, являющихся профессионалами в своих сферах деятельности, позволяющих себе пресловутое здравомыслие во всех остальных областях при отсутствии соответствующих им знаний и навыков.

Что ИНИ не знают

Во-первых, ИНИ не знают себя. Они не отдают себе отчёт в природной основе мотивов своих же поступков. Так, они не понимают, что работают не столько ради получения отличного результата труда, сколько для удовлетворения инстинктивной потребности предъявить доминантность. Не воспринимайте термин «доминантность», как потребность кого-то подавить, хотя и это часто бывает. В большинстве случаев это – желание признания, а лучше восхищения со стороны значимых лиц (близких, коллег, начальников, поклонников, конкурентов, толпы). Эта потребность сильнее желания денег, которые – всего лишь инструмент для достижения целей. Есть и другие природные и социальные потребности, проявляющиеся на уровне инстинктов. Но ИНИ врут себе, что имеют только разумные мотивы к действиям.

ИНИ не знают, как, почему и зачем под «сладким соусом» речей о хорошем, высоком, благородном, вечном их научили и воспитали быть легко управляемыми идиотами. Идиотами, чьё возмущение и/или восторг включаются по щелчку пальцев. Идиотами не способными задуматься над тем, как легко ими манипулируют. Не умеющими даже на один шаг вперёд просчитать последствия собственных поступков или бездействия.

Несмотря на то, что они – интеллектуалы, способные разобраться в профессиональных премудростях, они не умеют Читать и Слушать то, что относится к ним, как к индивидам, а не профессионалам. Вместо Чтения и Слушания они сравнивают увиденные сочетания букв и воспринятые колебания звуков со своими верованиями и заблуждениями, почерпнутыми от преподавателей, воспитателей и авторитетов. Такие сравнения вместо мышления, проверки и анализа вызывают идиотские поступки, наносящие ущерб в первую очередь им же самим.

ИНИ не знают, что почти всё очевидное для них не является таковым для всех остальных людей. Что их здравомыслие (построение якобы логических цепочек) на основе их уникальной смеси знаний, верований и заблуждений, никогда не совпадёт с результатами подобного здравомыслия любого другого человека. Что совокупность их воззрений на все якобы общечеловеческие ценности уникальна. То есть, что ценно для них для большинства других – безделица, если не зло. И, следовательно, «на ровном месте» нарываются на неприятности и/или из наивно благих побуждений наносят ущерб окружающим.

ИНИ и справедливость

Совокупность представлений о справедливости у каждого человека уникальна и изменчива. Она зависит от набора знаний, заблуждений, верований, от полученного воспитания и от сиюминутных личных обстоятельств и потребностей. Поэтому невозможно сформулировать единое точное определение для этого необразного существительного. Прочитав определение слова «справедливость», приведённое в толковом словаре, вы убедитесь в его размытости и во множестве расхождений с вашим представлением.

Не подозревая и не задумываясь об этом, ИНИ с полоборота готовы высказывать своё мнение (то, что им мнится) за всё хорошее и против всего плохого. При этом они не удосуживаются строго определить хорошее и плохое и соотнести с тем, что хорошее и плохое применимо только по отношению к чему-то или к кому-то и только с той уникальной позиции, которую в данный момент занимает ИНИ.

Бездумная позиция неосведомлённого ИНИ всегда опасна, в том числе и для него. Начитанные художественной и пропагандистской, в том числе и целенаправленно (для них) распиаренной «гуманистической» литературой, ИНИ, строящие из себя интеллигентов, наравне с желторотыми, не нажившими опыта, юнцами, — самая управляемая категория, подходящая для применения в качестве пушечного мяса в конкурентной и политической борьбе.

Их начитанность – однобока. Часто они восхищаются переводной с других языков литературой. Они не утруждают себя вопросами: «Является ли переводчик специалистом в данной области? Не внёс ли переводчик смысловые искажения и/или отсебятину, преследуя те или иные намерения?» Ореол забугорного распиаренного «мыслителя», как тумблер, отключает мышление большинства интеллектуалов. Конечно, иногда они пытаются осмыслить прочитанный перевод, но цель такого труда – набор «мудрости» от «гуру», а не проверка прочитанного на истинность и не определение мотивов, двигавших «гуру» при формулировании «мудростей».

Если «мудрость», почерпнутая у «гуру», совпадает с сиюминутными представлениями ИНИ, они успокаиваются, удовлетворяются самими собой и причисляют себя к мудрецам. Это – естественный процесс избегания самого энергозатратного труда – мышления, за счёт удовлетворения потребности ощутить себя доминантным. Приобретая, таким образом, новые заблуждения и верования, ИНИ понижают планку самокритичности и силу потребности в познании. При этом испытываемый ими по отношению к кажущимся им более успешными синдром ущемлённой доминантности  не исчезает. Этот синдром (подробно о нём в «Управление подчинёнными «Учебник»») ярко проявляется, когда ИНИ получают возможность публично критиковать «виновников» возникновения синдрома, предполагая отсутствие наказания за это.

Для них попранная справедливость идентична причине, вызывающей ощущение ущемления их доминантности. При этом они требуют справедливости на основе факта их личного существования без учёта и сравнения реальных достижений своих и якобы попирающих справедливость.

С таким багажом они вытесняют мыслительную практику, замещая восприятие происходящих вокруг событий эмоциями. Для определения справедливости или её отсутствия в том или ином чьём-то поступке мышление они уже не включают. Приведение им «убойных» доводов, опровергающих их заблуждения и верования, оказывается практически бессмысленным. Они, как и подобает идиотам, становятся неспособными пересмотреть эмоциональные выводы, и следуют по пути, уготованному им манипуляторами.

Главные риски ИНИ

Естественное для людей, включая интеллектуалов, энергосберегающее бегство от мыслительной деятельности провоцирует их хвататься за что угодно, лишь бы не заниматься познанием и осмыслением. ИНИ послушно бездумно реагируют на всякую, подсовываемую им, информационную дичь вместо того, чтобы научиться её распознавать и принимать меры к повышению собственной интеллектуальной безопасности.

Однажды, руководствуясь эмоциями, сформировав шаблоны отношений к тем или иным общественным явлениям, ИНИ автоматически реагируют на новые события. Они не пытаются узнать суть, собрать комплексную картину взаимосвязанных событий.

ИНИ не удосуживаются определить и чётко сформулировать свои личные цели, чаяния, понятия о том, что и, главное – почему, является плохим или хорошим. Это приводит к тому, что в постоянно, а сейчас в кардинально, меняющемся мире, они оказываются проигравшими. Проигравшими, если не по факту, так по их ощущению, несмотря на наличие высокого уровня интеллекта в своей профессии.

В результате ИНИ, несмотря на силу профессионального интеллекта, рискуют и часто проигрывают относительно слабым специалистам, умеющим правильнее оценить ситуации. В относительно тучные, с точки зрения экономики, времена у работодателей хватало средств на содержание избыточного числа сотрудников. В период нарастания наваливающегося кризиса ИНИ первыми попадут в число сокращаемых. Их самоуверенность в собственной ценности сыграет с ними злую шутку. Их ждёт та же участь, что и офисный планктон, так как бесполезные и идиоты – неподходящие кадры для выживания предприятий.

Они – одни из первых кандидатов в новый нарождающийся класс невостребованных, описанный в статье «Пока не поздно».

Свойственная большинству интеллектуалов болезнь – интеллигентское самокопание может привести их к личностному краху. Ведь даже если ИНИ занимает руководящую должность, он не умеет качественно управлять ни кем, включая себя.

***

Конечно, не всё так мрачно для ИНИ, если они ещё не совсем идиоты. У них есть немного тающего времени, чтобы вытащить себя из личностной ямы, в которую они сползают. Для этого им необходимо срочно прекратить врать себе, что интеллектуалы нужны всем и всегда. Да, интеллектуалы востребованы, но они не имеют права быть идиотами.

Чтобы убежать от идиотизма необходимо преодолеть накопленные верования и заблуждения, мешающие правильно понимать окружающий мир. Мешающие эффективно управлять собой. Не позволяющие грамотно управлять другими людьми. Которые они накопили, увиливая от познания и мышления, полагаясь на «мудрость» обманчивых авторитетов.

Спасительной соломинкой для них является книга «Управление подчинёнными «Учебник»». Порекомендуйте её своим знакомым ИНИ. Ведь интеллектуалов желательно сохранить для общества, оградив их от скатывания в класс невостребованных. Кстати, этот «учебник» полезен и вам.

Успехов вам в спасении интеллектуалов и в познании мира!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.