Кто виноват?(n+1)

Вопрос: «Кто виноват?» — задавался каждым человеком многократно, в сумме всем человечеством, включая ушедшие поколения, n-ое число раз. Поэтому в заголовке ему придан номер (n+1).

В какой-то части случаев находят точный ответ на этот вопрос, хотя в большой их доле названные виновными, таковыми не являются. В какой-то части найти ответ не удаётся. Часто этот вопрос является риторическим, и крайне редко ответ на него состоит из одной буквы «я».

Если пытаться найти отговорку, чтобы увильнуть от варианта ответа «я», то основным смягчающим вину способом может явиться сваливание её на природу. Ведь люди – биологические существа, получающие от природы не только, как правило, непреодолимые врождённые инстинкты, а и ограниченные интеллектуальные и/или физические возможности.

Второй способ увильнуть – сослаться на «издержки» воспитания. Приобретаемые в ходе воспитания социальные инстинкты по силе влияния на поведение людей сопоставимы с природными. Преодолеть их действительно трудно. Кроме того, рассмотрение вины с точек зрения отличающихся ограничений разных культур позволяет одно и то же действие рассматривать и как вину, и как благородство и доблесть. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить о совершающих террористические акты из идейных соображений.

Так как событий и явлений, которые вызывают желание найти виновных много, обо всех их разновидностях упомянуть в одной статье невозможно. Поэтому рассмотрим лишь один вид. На него жалуется подавляющее число людей.

Самый злобный Буратино

Мир живёт по объективным природным законам. Физическим, химическим, биологическим, экономическим и прочим. В частности, биологические законы предусматривают пищевые цепочки, на каждом из звеньев которых кто-то кого-то с аппетитом съедает. Человечество относится к этому с пониманием, и до поры до времени, пока очередь не доходит до поедания хищниками одомашненной живности или людей, не возражает. Нормально это, включая и поедание людьми одомашненной живности, выращенной с этой целью.

В пищевом смысле люди не одобряют антропофагию. В связи с ней даже существуют статьи в уголовных кодексах. Да и, вообще, каннибализм, даже среди других существ, не приветствуют.

И в самом деле, зачем физически поедать себе подобных, когда это можно сделать экономически, политически и психологически. На то мы и – люди, чтобы удовлетворять хищнические потребности не за счёт физического превосходства, а разумными способами. Правда, разумное превосходство, подкреплённое инструментами экономического и физического характера, предъявлять легче.

Если внимательно понаблюдаете за поведением людей, где бы вы ни жили, и какой бы профессиональной и общественной деятельностью ни занимались, то почти всегда мгновенно заметите, что мы (люди) постоянно соревнуемся между собой. Даже те, кто увиливает от, познания, мышления, другой работы и/или занимается саботажем, предъявляют свою позицию (доминантность), готовы её в меру способностей обосновывать и защищать. При этом каждый базируется на своей уникальной совокупности верований, заблуждений и, если есть, то и знаний, а также на накопленных социальных инстинктах.

Защита своей позиции (социального положения, поведения, интересов), как это ни парадоксально, в подавляющем большинстве случаев производиться автоматически без осмысления того, что и от чего защищается. Это вызвано тем, что инстинкты природные и социальные, а также верования – достаточно надёжно блокируют самый энергозатратный процесс в организме человека —  мышление. Особенно сильно это работает, когда защищаются меркантильные интересы и/или возможность предъявлять доминантность.

Если человеку, испытывающему дискомфорт по любому поводу, подсказать, кто в этом виноват, от кого следует защищать свою позицию, то убеждать его в истинности подсказки не надо. Обычно её упаковывают в яркий гуманистически лестный фантик. Фантик — лестный потому, что этого человека (этих людей) на словах возводят на высокоморальный пьедестал. Получивший подсказку с лёгкостью примет её на веру, ведь это не требует мыслительного аналитического труда, проверки, поиска доказательств. При этом страхи найти опровержение подсказки и, следовательно, возврата к мнимому состоянию, когда виновник не определён, усиливают готовность верить. А если подсказку многократно повторить, то вера становится нерушимой.

Когда появляется такая вера, самоощущение поверившего ненадолго улучшается. Ведь определённость виновника освобождает от поиска, который случайно может привести к самому себе. Вера в подсказку сродни алиби. Веря в неё человек не виноват, он – жертва. Правда, роль жертвы, хотя и комфортнее понимания собственной вины, но не идеальна. Она требует кажущегося праведным восстановления попранной справедливости и отмщения. Психологическое состояние человека, играющего роль жертвы, можно назвать синдромом ущемлённой доминантности.

Казалось бы, несложно задать себе элементарный проверочный вопрос: «Что именно лично мне сделал подсказанный виновник?» Но, этот вопрос не задают, чтобы в поисках ответа на него не всплыл другой вопрос: «Что не сделал я, чтобы чувствовать себя победителем, а не жертвой?» Поэтому роль жертвы (представление себя ущемлённым) не исчезает, и вызывает потребность распалять свой гнев к подсказанному виновнику. Это тоже легко делать, так как не только не улучшается занятая позиция, а и усиливается дискомфорт в результате раскручивающегося по спирали самовнушения роли жертвы.

При этом информация и доводы, опровергающие полюбившуюся подсказку, вызывают протест, гнев, желание уничтожить источник опровержения, направленный на дискредитацию веры и провоцирующий пугающую мыслительную нагрузку. То есть даже помощь в преодолении синдрома ущемлённой доминантности воспринимается, как злокозненная попытка реабилитировать подсказанного виновника, вера в вину которого ценнее возможности потрудиться, осмысливая реальную причину собственного дискомфорта.

Ну, и кто сам себе самый злобный Буратино?

Обыкновенный цинизм

По определению цинизм — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности. Отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Человек, испытывающий дискомфорт из-за внушённой самому себе роли жертвы, — легко управляемый субъект. Ведь это он не преодолел лень к саморазвитию и чувство зависти к тем, кто потрудился и что-то достиг или кому повезло. Он сам низвёл себя до состояния падкого на управляющие подсказки извне. Он из потенциально разумного индивида превратил себя в послушный инструмент, используемый в чужих целях.

Оценивая таких людей, можно сделать скидку на то, что часть из них такими воспитали, что им не показали пути саморазвития через познание и мышление. Но, вы никогда таким не докажете, что они плохо воспитаны и необучены. Все люди верят, что по этим характеристикам они находятся на уровне выше среднего. Только те, кто действительно много знает и не гнушается мыслительным трудом, легко признают недостаток знаний и необходимость труда для их пополнения.

Увы, но людей испытывающих синдром ущемлённой доминантности убедить/уговорить/заставить познавать и мыслить невозможно. Они жаждут только соболезнования и подтверждения того, что кто-то виноват лично перед ними. Они активно откликаются лишь на тонизирующие их проклятия в адрес подсказанного виновника. Особо буйные из них, готовые проявить физическую активность в рядах себе подобных, способны вливаться в бездумные толпы, легко провоцируемые на разрушение, чего им укажут.

Толпа  — неструктурированное скопление людей, лишённых ясно осознаваемых общих целей, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. В эпоху социальных сетей в интернете толпа приобрела и виртуальное воплощение. В виртуальном виде она управляема ещё проще, чем в реальности. Ведь «голос» каждого её участника может быть услышан относительно большим числом людей, прочитавших «комментарий», увидевших видеоролик. Это упрощает возможность предъявить собственную доминантность более широкому кругу людей, и вооружиться «документальным», пусть и виртуальным, доказательством своего общественно значимого поступка, направленного на восстановление якобы попранной справедливости по отношению к нему и массам подобных.

Ощущая себя в числе многочисленных подобных (слово «единомышленников» здесь неуместно, так как мышление у них отключено), легко и не страшно откровенно, вызывающе пренебрежительно и презрительно проявить отношение к нормам морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности. Ведь воспринятая подсказка «кто виноват» обёрнута в яркий гуманистический фантик. Приятно ощутить себя бойцом и героем, совершающим поступок против «виновника». Лестно для себя призвать таких же страдающих ущемлённой доминантностью к кажущимся справедливыми действиям, отличающимся от каннибализма только тем, что «виновник» в пищу не пойдёт.

Вы, наверняка, обратили внимание, что в предыдущем абзаце использованы те же слова, что и в определении понятия «цинизм». Увы, но именно так, хотя обычно и неосознанно, ведут себя мучающиеся от принятой на себя роли жертвы страдальцы из-за ущемлённой доминантности.

Причём, не важно, к какой социальной группе они относятся. Они есть среди «простых» (не публичных) людей и среди знаменитостей, в числе бездарей и талантливых в своих профессиях, среди «забытых» и в числе «обласканных властями», а то и назначенных во власть, увенчанных множеством регалий и наживших столько, сколько самостоятельно не проесть. Они объединены верой в наличие где-то людей с аналогичным и с более высоким статусом, на их взгляды, характеризующихся более высокими результатами и возможностями при значительно меньших личных заслугах и способностях. Этим людям, служащим для них мерилом, они и хотят предъявить свою доминантность, но якобы из-за подсказанного им виновника не могут.

Этим они сами предоставили себя в качестве бездумного инструмента тем, кто цинично использует их, подбрасывая ответ на вопрос «кто виноват?» Управляющие ими циники, решающие свои задачи, жаждущие реализовать свои цели, действуют, зачастую, продуманно и расчётливо. Они, как правило, действительно хорошо образованы и умеют применять знания на практике. Они знают, что управляемые ими верят в собственную разумность, и не будут мыслить, когда удовлетворяются их биологические инстинктивные потребности.

Управляемым циничным страдальцам можно подсказать и ответ на вопрос «что делать?» Для этого циничные управляющие нанимают исполнительных усердных распространителей подсказок ответов, цинично отрабатывающих свой хлеб и обещанную карьеру, ярко раскрашивая гуманизмом и справедливостью фантики ответов.

Наверняка, в круге вашего общения есть люди, относящиеся хотя бы к одной из этих трёх категорий (управляющие, исполняющие подсказчики, страдальцы ущемлённой доминантностью). Кстати, подсказчики одновременно могут быть и страдальцами. Когда такие люди отвлекаются от работы и/или роли жертвы, они могут быть приятными в общении, добрыми, совершать благородные поступки, блистать эрудицией, создавать достойные восхищения продукты труда и творчества. Но эти разумные достоинства оказываются слабее неудовлетворённых природных потребностей. И они постоянно сваливаются в биологическое состояние.

Так, например, симпатичный вам во всех остальных проявлениях подсказчик по долгу службы цинично соврёт вам, подсунув предписанную ему подсказку, и даже не задумается над тем, какие последствия могут ждать вас. Он защищён верой, что надлежаще выполняет свои трудовые обязанности и за это достоин уважения и вознаграждения. Не получив их, а тем более, будучи наказанным, он сам себя превратит в страдающую жертву.

Тем и живут биологические существа, верящие в льстивое для них словосочетание «человек разумный».

***

Помните диалог в книге Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Так… кто же… убил?.. — спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлён вопросом. – Как кто убил?.. — переговорил он, точно не веря ушам своим, — да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с… — прибавил он почти шепотом, совершенно убеждённым голосом».

Вот и страдальцам синдромом ущемлённой доминантности ответом на вопрос «кто виноват?» служат слова: «Вы и виноваты-с», которые можно произнести убеждённо.

Заголовок этого параграфа статьи «Обыкновенный цинизм» сформулирован по аналогии с названием публицистического фильма Михаила Ромма, снятого в 1965 году. Надеюсь, вы помните его название и видите, что люди не стали разумнее.

Что из этого следует

Следует Жить! Для человека слово «Жить» (с большой буквы) означает постоянное познание, мышление, труд, целеустремлённость не к циничной цели. Для этого поиск виновников собственного недовольства чем-то надо начинать, подозревая себя.

Если вам подбрасывают готовый лестный для вас ответ, всегда задавайте проверочный вопрос: «Что должно быть правдой в подсказке, чтобы она была верной?» Не отказывайте себе в удовольствии познания и мышления, и вы увидите вокруг себя множество людей убеждённых собственным бредом. Вы же не хотите быть таким же.

Не допускайте мысли о том, что вы – жертва поступков других людей, особенно тех, кто не знает вас лично. Когда чьи-то действия нанесли вам ущерб, но были направлены не лично против вас, а на неопределённую группу лиц, вместо нытья о своей судьбе, проанализируйте вредоносный поступок. Это даст возможность определить, почему и с какой целью он совершён. Не поленитесь докопаться до сути. Это позволит вам предпринять действенные меры для минимизации ущерба, избегания повторных неприятностей, а при возможности и для восстановления понесённого урона. Но, чаще всего вы будете убеждаться, что исследуемый поступок лично вам ущерба не нанёс. Тем более, что и пинок нередко – хороший повод для личного взлёта.

Если вы знаете, что природа не додала вам желательных талантов и способностей, и вы чего-то не сможете достичь даже при неимоверных стараниях, то не стройте из себя жертву. Глупо обижаться на природу, ограничивая себя же. Наверняка, у вас есть способности, недоступные другим. Пользуйтесь ими, развивайте их, чтобы удовлетворить потребность в предъявлении своей доминантности.

Не стройте иллюзий, что люди – разумные существа, что у всех должны быть идентичные вашим моральные, этические, культурные, политические взгляды. Каждый человек уникален, в том числе и по набору знаний, заблуждений и верований. Что прекрасно для вас, многие искренно воспринимают дикостью. Верно и наоборот. Чтобы сталкиваясь с противоречиями вашим установкам, не впадать в гнев, уныние, истерику и прочие расстройства, научитесь анализировать природу различий. И вы всегда будете выше них.

Для этого вам необходимы дополнительные знания. Начните их приобретение с универсальных базовых сведений и методов, тщательно, подробно и наглядно описанных в книгах, информацию о которых вы найдёте, воспользовавшись этой ссылкой. Хотя заголовки некоторых из них вам покажутся узкоспециальными, базовая информация в них универсальна для всех профессий.

В достижении успеха вам поможет строгая формулировка того, чего именно вы ходите достичь. В её составлении никто вам не поможет. Это надо сделать самостоятельно, много и усердно поразмыслив, на основе постоянно расширяемых и углубляемых знаний.

Вероятно, что реализация вашего призвания не даст возможности достичь высокого потребительского уровня. Не гонитесь за этим «вторым зайцем!» Ведь вы родились, чтобы Жить, а не излишне потреблять. А если получится и относительно высокий уровень потребления, то воспринимайте его не как инструмент предъявления доминантности, а как дополнительный приятный бонус.

Сделайте себя человеком разумным, застрахованным от роли жертвы и синдрома ущемлённой доминантности! Книги и пособия вам в помощь.

Позаботьтесь о своих близких, друзьях, коллегах и контактах в социальных сетях, чтобы и они ознакомились с этой статьёй! Чтобы и они узнали важное для них и для их близких и  коллег. Не стесняйтесь сделать это. «Кнопки», удобные для распространения статьи в соцсетях, находятся над и под ней. Заранее, спасибо!

Успехов вам в недопущении для себя состояния жертвы!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.