Полезный навык психологической самозащиты

В мире вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не сталкивался с хамством по отношению к нему.

По определению хамство – вид поведения, отличающийся грубым, наглым и резким способом общения, призванным продемонстрировать превосходство в чём-либо. Хамство может быть выражено словами и/или поступками в том числе жестами.

Часто в качестве хамства воспринимают фамильярность, проявляющуюся в бесцеремонности, развязности поведения, имитирующей неформальный стиль общения нормальный для близких людей. То есть неуместное применение вместо «вы» местоимения «ты», уменьшительных суффиксов, небрежности произношения слов. Также нередко воспринимается и панибратство – граничащее с грубостью и бестактностью показное (нарочитое) дружелюбие по отношению к старшим по возрасту, рангу или к малознакомым людям. С развитием интернета возникло явление, называемое «троллинг», заключающееся в написании провокационных сообщений, оскорблений, пустых по смыслу наборов слов.

Все эти виды поведения и ожидаемая реакция на них имеют общую природную основу. Ведь каждому человеку присущ инстинкт предъявления собственной доминантности. Хотя в некоторой доле случаев хамское, фамильярное, панибратское поведение и троллинг имеют цель нанесения оскорбления тому, на кого направлены, как правило, они подразумевают самоудовлетворение посредством самовозвышения над жертвой.

Чтобы постоянно не перечислять эти четыре, близких по вызываемой ими реакции, вида поведения, в целях данной статьи условно объединим их под самым жёстким из видов – хамством.

Самозащита от хамства

Так как не только хамящим, а и тем, кому хамят, присущ инстинкт предъявления доминантности, то отрицательная реакция на хамство определяется возникновением у жертв чувства/представления/предположения, что они поставлены в униженное положение.

Процесс совершения хамского действия можно образно представить, как механическое сжатие пружины, стремящейся вернуться в ненагруженное состояние. То есть хамящий рассчитывает на мгновенную реакцию жертвы, которая, как пружинка, подтвердит свою податливость сжатию (понижению доминантности). В зависимости от остроты и скорости реакции на хамство, хамящий либо усилит давление, получив острую ответную реакцию, либо ослабит, увидев неподатливость жертвы. Ведь не любую пружину можно сжать «голыми руками».

Первый шаг самозащиты

Подвергнувшись хамской атаке, несмотря на то, что хамству обычно подвергаются неожиданно, выработайте навык не сжиматься мгновенно. При этом не надо, как советуют называющие себя психологами, считать про себя до десяти. Выдержите и потратьте паузу на оценку достоверности совершённого по отношению к вам. Положительная (высокая) самооценка позволит вам остаться в эмоционально не сжавшемся состоянии, то есть не потерять состояния самоконтроля, бывшее у вас до атаки.

За счёт чего вы практически всегда будете ощущать достаточно высокую самооценку, описано в статьях «Постоянное повышение своей квалификации. Как это делаю я» и «Как выйти победителем из любого спора».

В дополнение к сравнению самооценки с услышанными хамскими словами и/или совершёнными по отношению к вам действиями сделайте экспресс оценку целей допустившего хамство. Если цель – только предъявление доминантности, то поведение хамящего – чисто биологическое. Если цель – намеренно оскорбить/унизить вас для извлечения каких-то выгод, то это — повод для размышлений, как вам не понести тот или иной ущерб.

Биологическое хамское поведение можно просто игнорировать и оставить без явного ответа. Тем вы продемонстрируете человеческое разумное, а не инстинктивно-животное отношение к сложившейся ситуации. В таких случаях обычно достаточно хмыкнуть, состроить укоряющую гримасу, пожать плечами, проявить другую подобную сдержанную реакцию или, вообще, проигнорировать выпад. Если нахамивший не поймёт этого и не извинится, то без напрасной растраты эмоций вы можете принять решение пропустить хамство мимо ушей, как недоразумение, или прекратить общение с хамом.

Хамство, направленное на унижение вас для получения за счёт этого выгод тоже не должно вызывать резкого мгновенного эмоционального отпора. Естественно, «подстановка другой щеки» не предусматривается. Не отказывайте себе в праве, осмыслить ситуацию и подобрать действенный продуманный ответ вместо отрицательной, невыгодной, а то и разрушительной для вас, эмоции.

Даже если хамство допущено публично, и вам кажется, что необходимо немедленно дать ответ, чтобы свидетели ситуации не приняли сторону хама (не понизили у себя восприятие вашего социального статуса), всё равно торопиться с реакцией не стоит. В каких-то случаях ваша сдержанность позволит вам оценить эмоционально-исповедальную реакцию присутствующих и подготовить ответ с учётом дополнительно выявленных внешних обстоятельств ситуации.

Таким образом, первый шаг самозащиты от хамства – пауза для осмысления услышанного/увиденного со стороны хамящего. Особенно просто защититься от хамства (троллинга) в интернете. Там у вас предостаточно времени для выдерживания паузы.

Второй шаг

Применённая на первом шаге пауза не только обеспечит ваше разумное поведение, а и автоматически понизит запал у хама. Ведь он не получит ожидавшейся мгновенной эмоциональной реакции, что может поколебать, а то и уничтожить имевшуюся у него самоуверенность. Хам начнёт соскальзывать с кажущейся ему наскоком «занятой» доминантной высоты.

Осмысливая во время паузы ситуацию, и готовя ответ, исходите из следующих принципов:

  • Экспресс анализ хамства. Ведь восприятие поступка хамским может быть вызвано всего лишь его неуместной формой, но не иметь хамского содержания. Это обычно свойственно фамильярности и панибратству;
  • Отвечать надо только на целенаправленное (не чисто биологическое) хамство. Ведь вы никогда не допускали для себя возможность дискутировать с обезьяной;
  • Вы не в состоянии кого-либо перевоспитать, поэтому не ищите решение такой задачи;
  • Нельзя опускаться до хамского уровня, чтобы потом не было стыдно за себя самого;
  • Пропустите мимо ушей всё, что в хамском демарше касается ваших личностных качеств. Ваша личность – не предмет обсуждения с нахамившим. Вы же не позволите ему перевоспитывать вас. То есть сохраняйте самооценку незыблемой;
  • Не позволяйте себе никаких, пусть и ответных, личностных выпадов. Они только раззадорят хама, дав ему повод восстанавливать его якобы попранную вами честь.
  • Отвечать можно только по существу озвученных хамом не личностных тем (факты, поступки, события, смысл слов и т.п.)
  • Если хамство было совершено публично, то учтите реакцию свидетелей и их состав. Ведь ваш ответ ожидают и они, и вам может быть важной их оценка сложившейся ситуации.

Руководствуясь этими принципами, вы сэкономите время, энергию и эмоции для подготовки сильного ответа. Причём, не обязательно одним махом формулировать исчерпывающий ответ и знакомить хама сразу со всеми аргументами. Часто полезно спровоцировать его на дальнейшую демонстрацию его намерений и слабостей. Для этого можно, например, задать уточняющий или контрвопрос.

В зависимости от сложившейся ситуации и от выявленных вами угроз, скрывающихся за хамским выпадом, вы можете либо ограничиться строгим минимально достаточным опровержением упомянутых хамом «фактов», либо расширить ответ, включив в него информацию, просвещающую свидетелей.

В любом случае ваш ответ должен звучать вежливо. В случаях, когда уровень угроз требует контратаки для эффективной самозащиты, можно применить подчёркнутую (акцентированную) вежливость. Вежливый тон можно усилить некоторым понижением громкости, произносимого ответа, чтобы заставить хама слушать внимательно. Акцентированная тоном и/или громкостью голоса и тщательным подбором слов вежливость воздействует на сознание оппонента сильнее, чем вызывающая эмоции грубость. Кстати, и поддержку свидетелей ею завоевать проще.

Если вы зависимы от нахамившего

Для упрощения примем, что лицом, от которого вы зависите, является ваш начальник. Хотя это может быть: чиновный клерк, преподаватель, врач, владелец предприятия, в котором вы работаете или другое лицо, ссориться с коим вам невыгодно. Поэтому слово «начальник» будем ниже применять в кавычках.

В частном случае, если вам нахамил реальный начальник, то первое, что необходимо, проверить является ли хамством его поступок, или это – эмоционально корявое выражение праведного гнева, вызванного вашим ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей. Конечно, хамская форма праведного гнева – признак недостаточного управленческого профессионализма начальника, но гнев — не хамство по сути. В таких случаях вам следует заняться не самозащитой, а исправлением своих прегрешений.

Если же «начальник» действительно нахамил, то до озвучивания ответа, подготовленного вами по описанному выше алгоритму, необходимо произвести дополнительные действия:

  • Сравните ценность для себя того, что вы хотите получить от нахамившего (возможность регулярно получать зарплату, документ, знания, оценку в зачётке, излечение от болезни, другую услугу или товар) и эмоций от чувства в результате достигнутой сатисфакции;
  • Выберите то, что для вас ценнее, не забыв учесть потенциальные издержки, которые могут у вас возникнуть из-за потери нужного вам, неполученного от нахамившего «начальника».
  • Учтите, что обычно сатисфакцию можно отложить. Тактика отложенной сатисфакции не означает обязанность подставлять вторую щёку.

Условия обеспечения сатисфакции

Вы никогда ничего не докажете, не сможете объяснить и ни в чём не убедите человека, не имеющего необходимой базы знаний для понимания ваших доводов и доказательств. Человек, находящийся в эмоциональном состоянии, допускающем хамство, не будет слушать вас, воспринимая всё исходящее от вас враждебно, вне зависимости от того, что вызвало хамство с его стороны.

Поэтому не утруждайте себя бесполезным в этой ситуации просветительским трудом. Подвергнувшись хамской выходке, вычлените и/или уточняющими вопросами выявите из слов хама факт недостатка у него важных для контекста знаний. Это позволит вам мгновенно восстановить самооценку и освободиться от отрицательных эмоций. Вам станет не нужным «врезать хаму». Нахамивший, увидев, что его выпад оказался эмоционально безрезультатным, не поняв, почему это произошло, может продолжить злословить, теряя запал. Вы же спокойно, почти безучастно, будете наблюдать, как он, тявкая, отползает.

Не ждите, что хам признает вину и/или поражение. Даже если вы – экстраверт, какая вам разница, как вас воспринимает хам. Как хам оценивает вас не имеет значения. Только в редких случаях свалившиеся до уровня хамства интеллектуалы находят в себе мужество для принесения извинений. Ненамного чаще, молча, стараются загладить вину поступками.

Когда вам нахамили, значение имеет только ваша самооценка. Она может быть высокой только благодаря наличию у вас более обширной, чем у хама, базы знаний, относящихся к контексту данного хамского эпизода, и способности мыслить вместо переживания навязываемых вам отрицательных эмоций.

Чтобы наработать навык вытеснения эмоций мышлением необходимо постоянно расширять и углублять свои знания. Необходимо и потренироваться гасить отрицательные эмоции по любому поводу мышлением над тем, как исключить или преодолеть их источник.

Победы над хамами – важный навык в управлении не только подчинёнными, а и людьми вообще. Конечно, вы – не робот, и совсем без отрицательных эмоций обойтись, как правило, не получится. Но, свести их до уровня лёгкой досады вы сможете. Причём, досаду вы будете испытывать не из-за нанесённой вам обиды, а вследствие разочарования слабостью нахамившего.

Чтобы одерживать такие победы, вам необходимы знания, изложенные в книгах:

***

Так как этот навык психологической самозащиты полезен не только вам, то, пожалуйста, поделитесь этой статьёй со своими близкими и друзьями, а также с контактами в социальных сетях. Удобные для этого кнопки находятся над и под статьёй. Заранее, спасибо!

Успехов вам в противостоянии хамам и в повышении самооценки за счёт расширения и углубления вашей базы знаний!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *