Принципы выбора профессии впервые и для переквалификации

«Двадцать минут позора, и кусок хлеба на всю жизнь».

Слова, вынесенные в эпиграф, были сказаны моим однокашником 39 лет назад. Тогда мы с ним стояли в очереди около зала, в котором нам в тот день предстояло защищать дипломные работы для присвоения квалификации инженера-механика по специальности турбиностроение. По этой специальности он проработал несколько лет, а я ни секунды, хотя и для меня первые почти десять лет трудового стажа были связаны с турбинами как с одним из видов оборудования, применяющегося для привода других машин. В такой преданности специальности мы были не одиноки. Из 51 человека нашего выпуска только две однокашницы до пенсии занимались турбиностроением. Тех же, как и я, не посвятивших этому ни секунды, было подавляющее большинство. Причём почти все из них, вообще, никак не были связаны с турбинами.

Может быть, и вы, и ваши однокашники, получившие с вами вузовские дипломы и/или другие первые для себя квалификационные документы, не работаете и/или и не работали по той специальности.

Дипломы о якобы высшем или другом профессиональном образовании и, может быть, хотя бы обрывочные знания по профессии остались. Наверняка, есть и приятные воспоминания об относительно беззаботной студенческой поре. Но, стоило ли это растраты лет, наиболее подходящих для эффективного набора базовых знаний, а также сил, эмоций и, может быть, денег? Хотите ли вы, чтобы ваши дети и внуки совершили подобную невосполнимую растрату? А если вы планируете переквалифицироваться, то не наступите ли снова на знакомые грабли?

Обычно применяемые критерии выбора

Нумерация критериев применена исключительно для удобства изложения. Отношения к их приоритетности она не имеет.

Причиной, обуславливающей применение перечисленных ниже критериев, является навязанный миф, гласящий, что любого человека можно научить чему угодно до высоко профессионального уровня, заставив его надлежащим образом потрудиться. Увы, но это не так. Дело в том, что каждый человек уникален не только внешне, включая отпечатки пальцев и рисунки радужки глаз, а и по структуре мозга. И если природа не дала человеку тех или иных полей головного мозга или их достаточных размеров, а также благоприятного для определённых видов деятельности их взаимного сочетания, то не то, что профессионалом, а и более или менее мастеровитым в этом виде деятельности человек стать не сможет.

Не зная этой человеческой природной особенности, люди массово ломятся на поля усеянные граблями. К прискорбию, и получив черенком граблей по лбу, не узнают об этом и продолжают топтаться на граблях, руководствуясь одним или комплексом из этих критериев:

  1. Кажущаяся высокой вероятность высокооплачиваемого трудоустройства, основанная на имеющейся в период выбора ситуации на рынке труда.
  2. Без бумажки ты – букашка, без неё карьеру не сделаешь.
  3. Наличие «блата» в учебном заведении, гарантирующего поступление и получение заветной бумажки.
  4. Вера в престижность учебного заведения, бумажка которого якобы будет преимуществом при трудоустройстве.
  5. Надежда на установление личных связей с однокашниками из «крутых» семей.
  6. Мода на профессию.
  7. Разделение на технарей и гуманитариев.
  8. «По стопам» родителей.
  9. За компанию с другом/подружкой.
  10. Территориальное размещение учебного заведения (близость к дому/город/страна).
  11. Вера в перспективность профессии с точки зрения востребованности специалистов в ней.

Этот перечень – не исчерпывающий. Все его пункты характеризуются тем, что в них нет речи о приобретении знаний и навыков. Нет в них и представления о том, что, получив бумажку, будет необходимо работать. Есть только надежда на то, что период, аналогичный школьному, продолжится ещё какое-то время, а потом появится, якобы подтверждённое бумажкой, право требовать много денег от потенциального работодателя.

Относительно редко применяемые критерии

  1. «Романтичное», а точнее, наивное представление о профессии, основанное на поверхностных рассказах о её прелестях, выставляемых на «витрину». Например, называемых учёными (имеющих дипломы о присвоении учёных степеней) представляют мудрыми, знающими открывателями тайн наук. На самом деле подавляющее число из них – авторы убогих наукообразно декорированных текстов, составленных в соответствии с рядом правил и, нередко, подтасованных, а то и фальсифицированных и/или купленных за деньги или за собственную совесть, становящиеся пожизненными заложниками этих сделок ради приобретения научных регалий.
  2. Мнение, что та или иная специальность будет интересна, обусловленное отсутствием знаний о сложности и трудоёмкости достижения в ней уровня профессионала и о том, что придётся выполнять множество рутинных неизбежных сопутствующих работ.
  3. Ошибочное представление, что в том или ином учебном заведении высокое качество обучения каждого.
  4. Предположение о выбранной профессии типа «стерпится, слюбится».

Критерии, подобные последним четырём, имеющим признаки поверхностных размышлений о приобретении знаний и труде, — тоже свидетельствуют об отсутствии серьёзной предварительной познавательной и мыслительной работы над определением собственной профессиональной стези.

Пользуясь этими пятнадцатью и подобными им критериями миллиарды людей прошлись по одним и тем же граблям, а миллионы сделали и множество повторных заходов, получая вторые и следующие дипломы и прочие бумажки, а не нужные им знания и навыки.

Продемонстрирую это на личном примере. Когда я был абитуриентом, почти все мои советчики, кроме моих родителей, говорили, что после физико-математической школы надо обязательно получать техническое образование.

Профориентации в школе не было. Область электроники, в ней работали мои родители, мне была неинтересна. Никто другой не познакомил меня со своей профессией. Мой выбор специальности был иррационален. Он шёл в последовательности: вуз – факультет – кафедра – специализация. Сознательный выбор имеет обратный порядок. Типичность этого подхода уже проиллюстрирована в начале этой статьи.

Истинных целей поступления в вуз было две: не попасть рядовым в армию и получить диплом. Они были достигнуты. Обратите внимание! Цели – получить профессиональные знания и навыки в выбранной области у меня, как и у большинства студентов того времени и нынешних, не было. Да, базовые инженерные знания я набрал. Потом я получил ещё девять дипломов и других квалификационных документов.

Второй мой вузовский диплом – экономический (квалификация экономист-менеджер). В этот раз я был очень усердным студентом вечерником. Но, только когда стал применять полученные «знания» на практике, я осознал какую пургу несли все преподаватели, пересказывая бестселлеры распиаренных забугорных мозгопудренников.

Так что экономические и управленческие знания я долго получал на личной практике с неимоверным количеством шишек, набитых из-за отсутствия знания множества реальных азов. Недостающую часть я приобрёл ещё через 16 лет в школе для владельцев и генеральных директоров предприятий.

В результате я только в 47 лет осознал своё призвание от природы и сформулировал свои жизненные цели. Конечно, многое из произошедшего со мной до того момента хорошо уложилось в базу знаний и в набор необходимых навыков и опыта. Но, слишком много времени сил и эмоций оказалось разбазаренными только потому, что я вовремя не узнал важнейшие принципы определения своей профессии.

Принципы выбора профессии

Если вы внимательно посмотрите на окружающих, то легко сможете определить, кто из них занят делом, от которого получает удовольствие. Занимаясь чем-то, люди получают удовольствие не столько от того, что они что-то отлично делают, сколько от выполнения действий, к которым они имеют природную предрасположенность. Поэтому и результаты выполняемых ими работ лучше, чем у других, даже, может быть, имеющих больший опыт их осуществления и/или проявляющих большее усердие.

Увы, природа не пишет на лбах, что данный индивид – прирождённый гений или хотя бы имеет талант в определённой специальности. Бывают относительно редкие случаи, что призвание проявляется само и в раннем детстве. Например, от одного из современных всемирно известных скрипачей-солистов, родители с пяти лет запирали скрипку в шкаф, чтобы он сходил погулять на свежем воздухе. Он ещё неосознанно не мог оторваться от работы, которую ему предопределила природа.

Также легко вы заметите и людей, занятых не своим делом. Они всяческими способами увиливают от исполнения рабочих обязанностей, проявляя подчас удивительную изобретательность. Они ноют по малейшему поводу, а часто и без него. Обвиняют начальников, коллег и всех, кто попадётся под руку. Им всегда мало платят (на их взгляд). А те из них, кто воспитан трудолюбивым, «выгорают», какие замечательные условия труда им не создай.

Беда подавляющего числа этих людей заключается в том, что они не знают, почему оказались в таком положении. Это не позволяет им начать искать своё занятие. Уверовав в юности в россказни таких же не знающих советников, они уверены, что получили нужную бумажку, и им обязано быть хорошо.

Им никто никогда не подсказал, что обязательно надо познакомиться с разными профессиями и если возможно попробовать поработать в них учеником. И если что-то покажется увлекательным, то узнать и проверить на себе их «теневые» (рутинные) обязанности. Да, этот путь может оказаться длительным. Он может сопровождаться рядом разочарований, но он даёт шансы не обречь себя на прожитие не своей жизни.

Наверняка вам знакомы многие уже возрастные люди, может быть, даже достигшие пенсионного возраста, протянувшие через всю трудовую жизнь навязанную им чужую «лямку».

Поэтому, чтобы вам и вашим потомкам не тратить годы на аналогичный моему тяжкий путь познания, и вовремя определить свой, обусловленный природой профессиональный путь, озаботиться этим необходимо немедленно. При этом в подавляющем большинстве случаев придётся пройти путь проб и ошибок, забыв собственные личные мечты о профессии потомка, чтобы он прожил свою профессиональную жизнь, а не навязанную, желающими ему добра «авторитетами».

Карьера и деньги

И карьера и деньги – инструменты, удовлетворяющие природную инстинктивную потребность предъявления собственной доминантности.

Карьера? Какая? Именитого профессионала в своей специальности или должностная? Этот выбор определяет необходимую степень освоения премудростей профессии и наработки необходимых навыков. В свою очередь он зависит от природной профессиональной предрасположенности и приобретённых в процессе воспитания социальных инстинктов.

Хотя для должностной карьеры важнейшее значение имеет приобретение знаний и навыков, позволяющих добиваться управленческих достижений, достаточные знания и навыки по специальностям подчинённых тоже должны быть в наличии. Иначе делающий карьеру становится заложником порядочности подчинённых, являющейся редким качеством. То есть должностная карьера требует приобретения не только универсальных знаний и навыков (управленческих, экономических, финансовых, продающих), а и специальных, причём, в разных специальностях, а нередко и в разных отраслях.

Следовательно, мечтая о карьере, надо отдавать себе отчёт в том, что познавать, осмысливать, нарабатывать навыки придётся много, упорно и постоянно. Конечно, это придётся делать, если вы не готовы удовлетвориться ролью зиц-председателя, выставляемого на управленческую витрину, способного безоговорочно выполнять приказы и публично нести предписанный бред.

Кроме того, какую бы должностную карьерную лестницу вы не выбрали, на её вершине, причём, только временно может находиться лишь один человек, обречённый непрерывно отбиваться от множества желающих спихнуть его оттуда. И с этой вершины хорошо видны многочисленные более высокие лестницы, занятые другими, которых не устраивают недостаточно высокие доминантные позиции.

О том, как и на основе чего осуществлять выбор вида карьеры (должностная или профессиональная), подробно описано в «Как удовлетворять свои амбиции». Здесь повторяться не буду.

Если вы выберете или уже идёте по пути должностной карьеры, то лучшего помощника, чем книга «Управление подчинёнными. «Учебник»», вы не найдёте.

Деньги – тоже инструмент для предъявления собственной доминантности. Подавляющее большинство используют их, примитивно растрачивая на модную и распиаренную ерунду, якобы предназначенную демонстрировать их крутизну и успешность. Они даже более ценный ресурс (например, отпускное время) растрачивают на показуху, а не на отдых и/или познание.

Поэтому не стоит ставить перед собой мелочные показушные цели. Особенно глупо растрачивать на это деньги, взятые в долг, а тем более взятые в долг с целью отдать старые долги.

Если в какой-то период ваша покупательская способность оказывается ниже, достигнутой ранее, то это не означает снижение уровня жизни. Жизнь и потребление – не синонимы. Уровень Жизни определяется не возможностью что-то купить, а способностью что-то создать, применив свой профессионализм.

Для понимания того, что же из себя представляют деньги, и как их эффективно использовать для реализации своих жизненных целей, рекомендую изучить книгу «Что надо знать о деньгах с детства».

***

Таким образом, для выбора профессии, в которой вы сможете Жить, удовлетворяя природную потребность в предъявлении доминантности и, благодаря этому, испытывать комфорт от самоудовлетворения, вам необходимо:

  1. Выявить собственную природную предрасположенность к определённой деятельности.
  2. Постоянно, независимо от возраста и накопленного объёма базы знаний, приобретать новые знания и нарабатывать дополнительные навыки, позволяющие повышать ваш профессионализм и правильно использовать инструменты предъявления доминантности.

Помогите своим близким, друзьям, коллегам и контактам в социальных сетях в приобретении нужных им знаний, поделившись с ними этой статьёй! Чтобы и они узнали важное для них и для их близких и  коллег. Не бойтесь и не стесняйтесь сделать это. «Кнопки», удобные для распространения статьи в соцсетях, находятся над и под ней. Заранее, спасибо!

Успехов вам в выборе дела своей Жизни!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.