Самый простой путь к эффективному познанию

Для эффективного познания существуют четыре помехи:

  1. Отсутствие природной предрасположенности усвоить что-то, обусловленное строением мозга конкретного индивида. (Сказка о том, что любого человека можно научить чему угодно – ложь).
  2. Сопротивление мозга – самого энергозатратного органа, обманывающего своего владельца подсовыванием других «важных» дел, не требующих мышления.
  3. Отсутствие и/или недоступность необходимых источников знаний.
  4. Вера в навязанные, закрывающие истину, сведения и шаблоны мышления.

Преодоление помех

Помеха первая

Природу не обманешь. Даже свой мозг не переделаешь. Но если не повезло с его устройством для какого-то вида деятельности, это не значит, что не повезло в чём-то другом.

Посмотрите вокруг! Вы увидите, что большинство людей, добившихся значительного профессионального и/или финансового успеха, работает не по первой специальности. Они исправили ошибки молодости. Они не опоздали получить знания и навыки в той сфере, к которой предрасположены от природы. Занявшись своим от природы делом, они, конечно, много и активно познавали и трудились, но это получалось с удовольствием и проще, нежели попытки освоить не своё.

Поэтому если ваши усилия совершаются через силу, то, может быть, надо прекратить пытаться пробить головой стену. Открытая настежь дверь, скорее всего, где-то рядом. Моя первая профессия – турбиностроение. Я почти десять лет проработал инженером и научным сотрудником в теплоэнергетике. Мне было уже 33 года, когда я пошёл по своему пути. Рекомендации о том, как найти свой путь вы, в независимости от вашего возраста, можете прочитать в статьях: «Вниманию молодых людей: как использовать ваши шансы в жизни» и «Карьера. Нужна ли она? Если да, то, что делать».

Помеха вторая

Мозг – полезное устройство, но хитрое. Когда надо подумать, он коварно подсовывает якобы нужные срочные занятия, которые не требуют размышлений. Понаблюдайте за собой, как легко вы отвлекаетесь на шумы, не имеющие к вам отношения, как бежите что-нибудь съесть, или удовлетворить другую физиологическую потребность, как вспоминаете о каких-то мелочах, якобы требующих немедленного выполнения и т.д. Сделав подсунутые мозгом дела, вы ощущаете удовлетворение. Это происходит за счёт получения от мозга эндогенных наркотиков и нейромедиаторов (опиоидов, канабиоидов, дофамина, окситоцина и др.), они помогают «забыть» о нереализованной необходимости подумать.

Бороться с этим тяжело, но можно и нужно. Необходимо включать свою силу воли и призывать на помощь природный инстинкт предъявления доминантности. Ведь цели, которые вы хотите достичь посредством своего ума, продиктованы именно потребностью предъявить доминантность. Вот когда предъявите, тогда и порция эндогенных наркотиков будет кстати.

Мышление – не только инструмент достижения целей, а и важнейший элемент здорового образа жизни (ЗОЖ). Оно требует повышенного кровоснабжения областей мозга, ответственных за интеллект. Это явление аналогично тому, что во время, например, бега или манипуляций с тяжестями, усиливается кровоснабжение областей ответственных за двигательную активность. Поэтому не обделяйте интеллектуальные области мозга, проявляя волю к умственному труду.

Побегав «от инфаркта» и/или покачавшись в фитнесклубе, необходимо в три раза больше времени на восстановление нормального (спокойного) кровоснабжения мозга. Только после достижения этого состояния возвращается эффективная способность мыслить. Поэтому, увлекаясь ЗОЖ, решите для себя, что для вас лучше в старости, быть не атлетичным мыслителем или интеллектуально ограниченным бодрячком. И не пренебрегайте употреблением в пищу мяса. Ведь только в нём есть ганглиозиды, необходимые для мыслительной работы мозга.

Интересно, не потому ли так пропагандируется ЗОЖ, включая вегетарианство, чтобы не питали мозг и не занимали его мышлением? Но это – риторический вопрос.

Итак, вторая помеха преодолевается силой воли к мыслительному труду и правильным снабжением мозга кровью с ганглиозидами.

Третья помеха

Как бы наши современники не восхищались доступностью и объёмом имеющейся информации в интернете, обилием книг и других изданий на бумаге, это восхищение обманчиво. Достоверной и грамотной информации мало во всех сферах знаний.

Если недостоверность гуманитарной (исторической, искусствоведческой, социологической и т.п.) информации очевидна, так как она всегда создаётся и используется в информационных и идеологических войнах, то и естественнонаучные и технические сведения даже прошлых веков, уже несвязанные с конкурентными преимуществами, тоже часто приравниваются к гуманитарным. Например, всем очевидно, что для строительства такого значительного сложного здания, каким является Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, необходим огромный пакет проектной документации. Но его не существует, несмотря на то, что собор построен (по официальной версии) всего полтора века назад. Остались только рисунки Монферрана. Если проект всё же сохранился, то почему-то его скрывают во все времена. А где проекты других зданий? Но, это тоже – риторический вопрос.

Поэтому даже найдя нужную вам информацию, прежде чем её использовать, необходимо предпринять усилия по её проверке. Ведь даже такое явление, используемое вами в данный момент, каким является электричество, строго не определено.

 

Самая коварная помеха (четвёртая)

Для её иллюстрации напомню вам пару эпизодов из польского художественного фильма «Сексмиссия», в российском прокате называющегося «Новые амазонки». Если вы смотрели этот фильм, то помните, что его героини жили в подземелье. Периодически, облачившись в воздухонепроницаемые костюмы, они группами выходили на огороженный на поверхности пятачок. Каждый раз их взорам представала неизменная удручающая картина разорённой, погружённой во тьму безжизненной Земли. Эта картина была нарисована на тоненьком куполе, до которого выходившие «амазонки» не могли дотянуться, боясь выйти за «безопасное» ограждение пятачка. Если бы не отважные герои фильма, вышедшие за ограду и разорвавшие картинку, то жизнь героинь так и продолжилась бы в подземелье и в страхе перед якобы токсичным внешним миром.

«Новые амазонки» ничем не отличаются от остальных людей, живущих под информационным куполом, созданным для упрощения управления ими. Им сказали, что за оградку выходить нельзя, якобы это смертельно опасно. Они и не пытались. Так что для познания за оградку выйти не только можно, а и необходимо.

Чтобы «выйти за оградку» надо, в частности, вспомнить, к сожалению, краткий период в развитии каждого ребёнка. Период, когда из детей потоком льётся один и тот же вопрос: «Почему?» Да-да, я призываю вас «впасть в детство», и снова начать многократно задавать окружающим и, особенно себе, этот не риторический вопрос.

Ещё более сильным инструментом на пути к познанию является вопрос: «Зачем?» Он настолько силён, что не стоит его задавать кому-то более двух-трёх раз подряд. Спрашиваемый, наверняка, начнёт злиться. Ведь он неминуемо будет воспринимать этот повторяемый вопрос, как отсутствие доверия к его первому-второму и, тем более к следующим, ответам. А себе его можно и нужно задавать до тех пор, пока не докопаетесь до истины.

Получив ответы на вопросы «Почему и зачем?», не принимайте их на веру, пока не получите исчерпывающего ответа на контрольный выстрел вопрос: «Что должно быть правдой, чтобы найденный ответ был верным?» Проверка найденных сведений с помощью этого вопроса должна быть непредвзятой и дотошной. Не экономьте время и силы на ней!

Для иллюстрации, как работать с таким вопросом: Наверно вы помните картинку, которая была на обложке советского учебника по истории древнего мира. На ней были изображены «первобытные» люди, забивающие крупными камнями мамонта, загнанного в заготовленную яму-ловушку. Чтобы эта картинка была верной необходимо совпадение следующих обстоятельств:

  • Стадо мамонтов должно пастись достаточное время неподалёку от места рытья палками-копалками ловушки;
  • Рядом должна быть россыпь крупных камней, которые надо собрать в достаточном количестве и принести к яме;
  • Выбранный для загона мамонт обязан побежать куда следует, не пытаясь оказать сопротивления контратакой на напавших, мелких для него, человечков;
  • Остальные мамонты из стада не должны реагировать на охотников и/или обязаны разбежаться;
  • Охотникам надо обладать режущими инструментами, позволяющими разделать тушу забитого мамонта, с отнюдь не тонкой кожей, а также, чтобы спуститься в яму и поднять из неё нарубленное мясо;
  • У охотников должен быть запас продовольствия, чтобы питаться, пока идёт подготовка к загону;
  • Они должны уметь транспортировать и сохранять много мяса, чтобы оно не испортилось, пока будет донесено до пещеры и ещё какое-то время до следующей успешной охоты;
  • Список необходимых к совпадению обстоятельств можно продолжить.

А, может быть, охота на мамонтов производилась иначе? Например: Улучив момент перед тем, когда стадо мамонтов соберётся уйти на другое пастбище, один умелый охотник подкрадывался к особи, находящейся на краю стада. Перерезал ему сухожилие на ноге, обездвиживая его. Стадо уходило, бросив истекающего кровью «собрата». Когда жертва умирала, к ней приходила вся семья охотника, и съедала мамонта на месте. И не надо никакой суеты с рытьём ямы, перетаскиванием и прицельным швырянием тяжёлых камней, рискованной беготнёй и переноской тонн быстропортящегося продукта.

Сколько же людей, посмотрев на картинку в учебнике истории, верили и верят до сих пор, что на мамонтов охотились так, как на ней нарисовано. Сколько людей верят в ту или иную чушь, воспринятую ими без проверки.

***

Предложенные три вопроса – универсальны. Они годятся для эффективного познания в любой области знаний. Их применение приводит не только к углублению, а и к расширению знаний. Испытывая азарт на этом пути, обязательно используйте познанное на практике. Это позволит не только получить желаемые вами результаты деятельности, а и отсеять, показавшееся правильным и полезным, но не являющееся таковым. Только применение знаний на практике позволяет удовлетворить инстинктивную потребность предъявить собственную доминантность.

Дополнительные рекомендации даны в статье «Информационная дурь. Как распознавать, не допускать и избавляться».

Побочные помехи

В вашем окружении преобладают «новые амазонки». Подчинившись двум первым помехам, они живут «под куполом» из навязанных им заблуждений и верований. Вера во что-либо – мощнейший инструмент, отключающий мышление и тягу к познанию. Люди зубами держатся за то, во что верят. Страх разрушения их привычной картины мира, то есть страх перед переменами, заставляет их сопротивляться.

Поэтому, если захотите делиться найденными и проверенными знаниями в просветительских целях, будьте готовы к нападкам, хамству, попыткам вас оскорбить, пренебрежению вами, как заблудшей овцой, к обвинениям вас во всех смертных грехах, в том числе и со стороны тех, на чьё понимание и поддержку вы рассчитываете. Их отношение надо воспринимать, как досадную игру природы, ограничивающую способности людей. Это не должно вас останавливать.

Если вы – гуманитарий, и вам понадобиться разобраться в каких-то технических вопросах, то не пасуйте перед ними. В интернете есть объяснения, изложенные достаточно понятно для тех, кто с детства ограждает себя от слов «физика», «химия», «математика» и т.д.

Универсальные знания

Вне зависимости от профессии любого человека каждому из нас желательно обладать универсальными знаниями и навыками. Например, уметь читать хотя бы на родном языке. Без этого навыка любой текст превращается в строчки, наполненные разнообразными символами, собранными в непонятные последовательности, местами разделённые пробелами.

Умение читать не ограничивается знанием букв, умением распознавать слова по их последовательностям и скольжением глаз по строчкам. Умение читать без постоянного задавания трёх упомянутых выше вопросов, как правило, оказывается вредным навыком, уводящим под «информационный купол».

Если вы стремитесь к познанию, то вами движет природная потребность предъявить свою доминантность другим людям. Не стоит с этим спорить, обманывая себя. Чтобы в этом убедиться прочитайте статью «Бизнес на природных потребностях людей».

Поэтому необходимо уметь управлять людьми. Кому-то в качестве начальника и всем, будучи равным и/или подчинённым. Для этого нужны знания о себе и остальных, как о субъектах и об объектах управления. Надо знать реально работающие, а не выдуманные, методы управления. Ведь «новые амазонки» управлялись работающими методами. Вы же не хотите быть, как они.

Люди – везде люди, независимо от видов их деятельности и интересов. Мы все поддаёмся одним и тем же методам управления. Поэтому, даже если вы – не профессиональный управленец, то знать эти методы всё равно полезно. Их всего-то восемь штук. Они наглядно продемонстрированы в статье «Самая непростительная ошибка управленцев». Как их реализовать, какие управленческие инструменты использовать подробно разобрано в пособии «Методы реального управления работниками. Почему, как и чем управлять» и в книгах: «Откровенно об управлении предприятием» и «Биороботизация работников».

Прекрасным универсальным инструментом для предъявления доминантности, в том числе и в результате успешного управления людьми, являются деньги. Что вы о них знаете? То же, что и «новые амазонки», даже имеющие диплом финансиста, или что-то ещё, о чём не подозревают почти все преподаватели финансовых дисциплин и в лучших вузах? В любом случае вам будет полезна информация из книги «Что надо знать о деньгах с детства».

После предыдущих двух абзацев этой статьи, у вас, может быть, временно ухудшилось настроение. Ведь вы наверняка подумали: «Ах, вот оно что. Автор всё это написал, чтобы продать свои книги». Это – обычная реакция, характерная «новым амазонкам». Они не задумываются, что все люди – врождённые продавцы, что всем нам, чтобы родиться, выжить и чего-то добиться, необходимо постоянно продавать себя, свои труд, знания, навыки, время и другие товары окружающим нас людям. Так что, универсальные знания об эффективных методах продаж и об инструментах для них нужны и вам. Некоторые из них вы найдёте в статьях в рубрике «Продажи».

Поэтому, следуя по пути познания, не зацикливайтесь только на том, что вам необходимо для профессиональной деятельности и/или интересно. Посвятите время и силы изучению универсальных сведений и наработке соответствующих навыков.

***

Кстати, на сколько далеко люди ушли от первобытных охотников можно оценить, узнав как охотятся в XXI веке, посмотрите этот видеоролик:

https://www.youtube.com/watch?v=ygRGv9LR81M

Успехов вам в познании и в социально приемлемом предъявлении вашей доминантности!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *