Языковые стереотипы как причина управленческих ошибок

Как только ни называют владельца предприятия. Предприниматель, бизнесмен, топ-менеджер, первое лицо и т.д. Но все перечисленные слова, разве что кроме первого, вполне годятся и для наёмных руководителей. Смешение понятий привело к тому, что предмет деятельности владельца предприятия не отличается им от предмета деятельности наёмного руководителя. То есть владелец предприятия, сыграв свою предпринимательскую роль, скатывается к выполнению функций наёмного работника.

Также и наёмные руководители не догадываются о различиях в предметах деятельности и ошибочно считают, что успешная деятельность предприятия – именно их заслуга.

Смешение понятий происходит и при реализации проектов, направленных на расширение деятельности предприятия. Так, большинство людей не видят различия между предпринимательским, инвестиционным и бизнес-проектами. Отличия же принципиальны. Бизнес-проект предполагает создание нового на базе и за счёт ресурсов существующего бизнеса. Инвестиционный проект включает в себя привлечение сторонних денег, а предпринимательский направлен на создание новой собственности за счёт использования ограниченных (порой очень скудных) собственных активов и встраивания сторонних активов в новую собственность.

Таким образом, большинство предпринимателей оказываются «одноразовыми». Создав новую собственность, они управляют ею самостоятельно. Правда, причиной этого являются не только языковые стереотипы, но и то, что предпринимательские проекты не доводятся до логического конца. В них, в частности, обычно отсутствует надлежащая степень регламентации созданного бизнеса. Регламентация предусматривает полное и строгое описание технологии управления предприятием. Она позволяет передать текущее управление наёмным работникам, чтобы высвободить потенциал предпринимателя для проведения новых предпринимательских проектов.

Именно реализация предпринимательских проектов позволяет их руководителю получить максимальную прибыль. А управление уже созданным, даже высоко прибыльным бизнесом не даёт такого капитального эффекта, как создание новой собственности. Действующий собственный бизнес может быть использован предпринимателем в качестве одного из источников активов, привлекаемых в создание «очередной» новой собственности.

Малый и средний бизнес, и тем более индивидуальные предприятия без образования юридического лица – это «кладбище» мелких одноразовых предпринимательских проектов. Кладбище потому, что предпринимательство в них умерло, оставив после себя управление готовой собственностью. Даже если эта собственность расширяется и модернизируется, то всё равно остаётся «старой».

Технология предпринимательства не тождественна технологии управления предприятием. Наверно, беда предпринимательства заключается в том, что почти все, кто «учит» или консультирует предпринимателей и бизнесменов, не улавливают различия в этих технологиях. Они не разделяют предметов деятельности, смешивая и подменяя понятия, относящиеся к разным по природе проектам. В результате «каша», образующаяся в головах управленцев, в совокупности с недоработками технологий управления действующими бизнесами вызывает огромное количество управленческих ошибок. Ошибок, причиной которых является только некорректное формулирование задач.

К сожалению, не все могут быть предпринимателями. Поэтому даже не надейтесь на то, что ваши наёмные работники способны понять и воспринять принципы предпринимательства. Если среди них и окажется кто-то, способный стать предпринимателем, то он или она, поняв это, уйдёт от вас, чтобы создавать собственность для себя, или предложит вам заниматься этим совместно, естественно, претендуя на долю в собственности. Следовательно, задачи вашим работникам должны формулироваться в терминах управления готовым бизнесом без применения слов, присущих предпринимательству. Тогда они будут понятны работникам и вероятность их решения повысится.

Если же вы развиваете новый предпринимательский проект, то и в этом случае вам необходимо использовать соответствующую терминологию, описывающую технологию создания новой собственности. Правильное формулирование ваших потребностей упростит вовлечение в проект недостающих активов. Ведь вам проще будет объяснить предполагаемым партнёрам суть проекта и то, каким образом для них будет обеспечен рост вкладываемого ими капитала.

Увы, но книг, описывающих технологию предпринимательских проектов, пока не существует. Из-за этого предпринимателям приходится продираться к пониманию партнёров, используя терминологию, относящуюся к инвестиционным и бизнес-проектам и к управлению существующей собственностью. Рамки одной статьи тоже не позволяют привести в ней хотя бы минимально необходимый словарь предпринимательских терминов. Пока же лишь интуитивное применение этих терминов помогает реализовывать предпринимательские проекты.

Проанализируйте своё сегодняшнее место в вашем бизнесе! Если окажется, что вы из предпринимателя превратились в топ-менеджера, а у вас ещё так много прекрасных идей, для реализации которых почти нет ресурсов, то найдите способ регламентации управления существующим бизнесом. Высвободите свои силы и время, станьте снова предпринимателем. Ваш личный опыт и понимание технологии предпринимательства позволят вам создать новую собственность и, как следствие, увеличить личный капитал. Ведь для реализации предпринимательского проекта надо гораздо меньше денег, чем это кажется на первый взгляд.

Вокруг вас есть люди, обладающие необходимыми вам ресурсами. Применив правильную терминологию, вы сможете убедить их войти с вами в долю, конечно, если ваша прекрасная идея обеспечит им значительный рост стоимости их активов.

Решите для себя – кто вы. Предприниматель или топ-менеджер?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *