Бизнес на природных потребностях людей

Строго говоря, любой бизнес основан на удовлетворении природных потребностей людей. Даже если бизнес ведётся в сфере В2В (бизнес для бизнеса), потребителями конечных продуктов производственной цепочки являются люди. Подчиняясь природным инстинктам (биологическим потребностям) мы в целях выживания (самосохранения) потребляем пищу, воду, пригодный для дыхания воздух, одежду (и другие товары для обеспечения тепла). Чтобы продолжить свой род, используем товары и услуги, позволяющие растить детей. Для обеспечения себе более выгодных и надёжных условий выживания и продолжения рода потребляем то, что позволяет предъявить доминантность над другими, автоматически конкурирующими с нами, представителями рода человеческого.

Третья «запретная» тема

Есть две темы, которые люди стесняются, а то и боятся обсуждать применительно лично к себе. К ним относятся секс и деньги. Даже отвлечённо (не о себе) эти темы обычно вызывают неудобство обсуждающих. Причинами тому являются культурные, религиозные, этические ограничения. Тем не менее, эти темы всё же на слуху, так как важны для всех в силу естественных природных и социальных потребностей. Поэтому мало кто отрицает наличие у него потребности в деньгах, а в репродуктивном возрасте и в сексе.

Есть и третья «запретная» тема, которая обсуждается крайне редко. Редкость связана с тем, что не все осознают наличие у них этой потребности. Эта тема – инстинктивная потребность предъявления собственной доминантности. Её противоположностью является скромность, которую стремятся привить всем с детства. Поэтому даже образованные мыслящие люди стараются убедить себя, что потребность в доминантности им не присуща. Эта обманчивая скромность делает людей лёгкой добычей продавцов товаров и услуг, удовлетворяющих этот инстинкт. Природа, покупая, берёт своё.

В данной статье речь будет идти только о бизнесе направленном на удовлетворение природной потребности в доминантности. Хотя она часто неразрывно связана с другими инстинктами, условно будем считать, что они остаются «за кадром».

 

***

Потребность в предъявлении доминантности проявляется множеством различных действий людей. Есть широкий ряд профессий, в которые люди стремятся массово, направляемые, в основном, этим инстинктом. Это – политики, религиозные деятели, артисты, журналисты, спортсмены, преподаватели, управленцы (начальники всех уровней) и другие.

Популярность всех социальных сетей в интернете основана на этой потребности. Ведь все, проявляющие в них не только читательскую активность, каждым своим постом, комментарием, лайком, благодарностями и поздравлениями авторам постов и «друзьям» предъявляют себя всем, кто эти действия заметит. Все привлекают внимание к себе даже, когда делятся бесплатной интересной и полезной для других информацией. При этом почти все они готовы возмутиться, если обратить их внимание на природную подоплёку их действий. Их же воспитали быть скромными.

По этой же причине все уверены, что они обладают умственными способностями и образованием выше среднего уровня в их среде. Чьё-то хотя бы сомнение в этом ставит под угрозу восприятие собственной доминантности. Поэтому почти все, за редким исключением мудрых людей, оскорбляются, когда их называют, или хотя бы подозревают дураками, неучами, профанами или дилетантами.

Символами, призванными свидетельствовать о признанной «авторитетами» доминантности являются многочисленные предметы и документы. В их числе: ордена, медали, разного рода вещественные награды, премии, почётные и научные звания, зафиксированные рекордные показатели, разнообразные дипломы, сертификаты, свидетельства, почётные грамоты, официально оформленные благодарности и многие другие подтверждения тех или иных успехов. Чем известнее имя и/или наименование «авторитета» подтвердившего успех, тем вожделеннее обладание таким подтверждением. Примером того являются нобелевские премии, которыми гордятся и коих жаждут даже главы, отнюдь не бедных государств.

Так же, как инстинкту продолжения рода (любви) все возрасты покорны, так и доминантность стремятся проявить все, находящиеся в сознании. Не верите? Понаблюдайте за поведением физически немощных людей, особенно в больничных  палатах, и убедитесь в том, как и из них «прёт» доминантность!

 

Ещё раз о синдроме ущемлённой доминантности

Об этом синдроме, неминуемо проявляющемся во взаимоотношениях подчинённых с начальниками, я уже писал в статье «О чём трусливо молчат теоретики менеджмента. Разговор начистоту». Поэтому в этом аспекте повторять написанное не буду. Приведу другие разновидности его проявления.

  • Ревность (проявляется не только в семейных отношениях, а и к друзьям, коллегам, соседям и прочим окружающим);
  • Зависть;
  • Ненависть;
  • Обида;
  • Досада (самая мягкая реакция).

Уверен, что нет необходимости приводить пояснения и примеры, как эти чувства вызывали и вызывают неразрешимые конфликты, часто сопровождающиеся и кровавыми последствиями. А ведь субъекты, спровоцировавшие такую реакцию, как правило, не преследуют меркантильные интересы, не посягают на физическую безопасность отреагировавших и их детей. Достаточно подозрения индивида, что его, воображаемый им, социальный статус под угрозой, чтобы вызвать настолько бурную реакцию, которая сметёт для ущемлённого все социальные запреты и ограничения на ответные часто неадекватные действия.

Чтобы вызвать перечисленные чувства нередко достаточно применить поучение, или оспорить мнение (домысел, а не знание) индивида, лишить его последнего слова во вполне мирной дискуссии.

Проявления переживаемого людьми синдрома ущемлённой доминантности вы можете наблюдать постоянно. Для этого вам достаточно при взаимодействии с кем-то, имеющим не высокий социальный статус, попасть в условно слабое положение. Например, охранник может вас куда-то не пропустить, несмотря на имеющиеся у вас надлежащие документы. Клерк в банке или в другом учреждении, в том числе в государственном, может потребовать у вас что-то непредусмотренное, а вы не сможете оспорить, даже если точно знаете, что требование неправомочно. Санитары в больницах, служащие полиции, любые другие низкоквалифицированные специалисты запросто автоматически, не задумываясь, воспользуются возможностью предъявить свою доминантность. Конечно, не все и не всегда, но большинство и в большинстве случаев, хотя бы в мягкой форме, не устоят перед природным инстинктом.

Наверняка, вы часто наблюдаете, как люди требуют удовлетворения не существующих придуманных ими прав, и приоритетного удовлетворения их потребностей там, где они никакими привилегиями не обладают. Это тоже – проявления синдрома ущемлённой доминантности.

Крайним его случаем является садизм.

***

Эта природная черта людей (доминантность) чаще по наитию, реже осознанно используется бизнесом. Ведь на слабых людях, не способных самостоятельно удовлетворить собственную потребность в ней, можно заработать. Можно заработать и на сильных, обслуживая их, на пути к реализации амбиций ими.

 

Некоторые примеры заработка на потребности в предъявлении доминантности

Эта статья не претендует на приведение исчерпывающего списка того, как мы (все люди) зарабатываем на потребности других людей предъявить доминантность. В том числе, мы зарабатываем и на том, что небескорыстно позволяем предъявлять доминантность нам. Зарабатываем не только деньги, а и признание, удовлетворение своих социальных и природных потребностей, в том числе и возможность предъявить свою доминантность тем, кто нам платит за обеспечение своей (обоюдная продажа друг другу одного и того же товара).

Эту деятельность почти все люди считают разумной. Да, будь у нас разума меньше, мы во взаимоотношениях друг с другом обходились бы, как и другие стадные животные, простым физическим подавлением тех, кто слабее. Но наличие несколько большей разумности и присущих людям созданных нами же социальных потребностей обуславливает пёстрое разнообразие способов проявить себя выпендриться перед окружающими.

В приведённой ниже краткой последовательности примеров нет никакой приоритетности. Они упомянуты по мере «всплывания» у автора в ходе написания этой части статьи.

***

Вы, наверняка, знаете, что многие торговцы бумажками выдают покупателям «дипломы», «сертификаты» и прочие «свидетельства» о потраченных деньгах, времени, силах, эмоциях в застеклённых рамках. Эти продавцы знают, что большинство покупателей бумажек с гордостью повесят их на видном месте. Также ведут себя устроители и участники разного рода соревнований (спортивных, творческих, профессиональных). Медали, кубки, материальные призы разной формы, почётные грамоты и даже дипломы об участии в мероприятии выставляются завоевавшими на показ.

Профессиональные, в том числе государственные, почётные звания, ордена и медали – тоже товары, за покупку которых платят, причём высокую цену.

***

Все товары, называемые «элитными», зачастую якобы снабжённые дополнительными ценными качествами, редко покупают, чтобы воспользоваться дополнительными и/или повышенными качествами. Они, как и бумажки в рамках и зримые награды играют роль предметов для предъявления. Немного мишуры, побольше шума, и обычный товар превращается в «элитный» с соответственно повышенной ценой. Если снять этикетки или прочие «свидетельства» элитарности товара, то даже знатоки, испытатели, дегустаторы не уловят разницы, и часто отдадут предпочтение «обыкновенному» хорошо сделанному товару.

Известность наименования марки товара, отнесённой к элитным, имеет значение. Такое же значение имеет и известность имени человека. Распиаренный человек оценивается дороже, даже если он несёт ахинею. Изрекаемые им банальности воспринимаются, как откровения мудреца, а не проверяемые или лестные для слушателей глупости, как инсайты. «Я слышал/читал гуру» — повод проявить доминантность, разнося всякую чушь по ушам «не посвящённых». За эти поводы многие люди готовы платить. Примеры дорогостоящих для зрителей сольных и сборных концертов «гуру» вы, наверняка можете привести самостоятельно. Причём, чтобы для такой продажи быть причисленным к «гуру» совсем не обязательно иметь соответствующие достижения. Так профессиональный драчун —  чемпион вполне сгодится для исполнения роли «гуру» в бизнесе, ведь он – чемпион, заработавший кулаками и травмами много денег. Его имя – элитный товар.

***

Проявления синдрома ущемлённой доминантности (ревность, зависть, ненависть, обида) – удобные случаи для продажи услуг защитника (адвоката), которые позволят наказать провинившегося и восстановить попранную доминантность.

***

Потребность в сохранении и расширении занятой доминантной позиции предоставляет возможность произвести и продать доминирующим оружие, а также прилагаемые к нему услуги силовых «ведомств».

Перечень – огромен. Остановимся на этом. Теперь, обратив внимание на проявления этого инстинкта, вы будете понимать истинную природу человеческих поступков, которые до сих пор вызывали у вас разные чувства от гнева до восхищения.

 

Если бы инстинкта доминантности не было

Поводом для написания этой статьи послужили, появившиеся в моём поле зрения почти одновременно, несколько не связанных между собой предложений платной услуги по обучению написанию книг. Такая услуга востребована теми, кто воспринял идею, будто наличие в послужном списке написанной книги добавляет жаждущим стать «гуру» экспертности (повышает доминантность). Она востребована теми, кто не верит, что в свободном доступе предостаточно исчерпывающей информации, необходимой для выполнения всего спектра рутинных работ, связанных с созданием книгообразной продукции. Увы, вряд ли более 5% того, что можно увидеть на книжных полках является Книгами.

Но даже Книги, как и прекрасные картины, скульптуры, архитектура, дизайн, музыкальные произведения – плоды проявления инстинкта доминантности. Все изобретения, научные теории, законы и правила и, вообще, всё, что придумали и придумают люди, появилось и появится, благодаря этой природной потребности. Кстати, и эта статья тоже.

Так что, если бы не было инстинкта доминантности, усиленного человеческим разумом, люди недалеко оторвались от остальных стадных животных, а то и давно перебили друг друга, проявляя доминантность, неограниченную законами, культурой, моралью и другими запретами.

Доминантность, как и лень (потребность в энергосбережении), — двигатель прогресса. Поэтому бизнес, эксплуатирующий потребность в доминантности, снижает «зуд» у слабых и помогает достичь успехи сильным.

Если вы – сильный, то мои статьи, пособия и книги, написаны для вас. В них много полезного для выгодного вам предъявления вашей доминантности. Прочитайте и используйте их!

Цель этой статьи – подсказка для ваших маркетологов и рекламистов, чтобы их сообщения потенциальным клиентам были более эффективными.

Успехов вам в проявлении и удовлетворении личной созидательной доминантности!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *